Понятие «коллектив». Подходы к разработке проблемы коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, и др.) Основные функции коллектива. Коллектив как сфера жизнедеятельности человека, сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации, сфера общения и тд. Признаки и динамика развития коллектива. Принципы функционирования коллектива. Коллектив и группа. Критерии и показатели уровня развития коллектива. Микроклимат в детском коллективе. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. Выявление межличностных отношений в коллективе ( методика «Социометрия») Проблемы организации и функционирования коллектива в современной школе. Развитие личности во многом зависит от уровня развития коллектива и от сложившихся в нем отношений. До сих пор в педагогической и психологической науке существует 2 подхода к коллективу как средству воспитания ребенка:
Коллектив – это группа детей, объединенная общей общественно-значимой целью и совместной деятельностью (идеи коллектива разрабатывали Макаренко, Сухомлинский, Шацкий). Коллектив реализует 3 функции: организационная, воспитательная, стимулирующая. Для того, чтобы функционировал коллектив и ребенок себя в нем комфортно чувствовал, необходимо создать комфортные условия, в которых он сможет себя реализовать. Для изучения комфортности применяется методика Социометрия. Коллектив в своем формировании проходит несколько стадий. Педагогу-психологу их надо знать, чтобы определять уровень развития коллектива. ü Группа-конгломерат (например, летний лагерь в начале потока); ü Группа-ассоциация (совместная жизнедеятельность есть); ü Группа-кооперация (высокий уровень групповой подготовленности, общение носит деловой характер. Например, пед состав одного факультета); ü Группа-автономия (высокий уровень единства, «моя группа»); ü Группа-коллектив (есть групповое взаимодействие). |