Категориальный аппарат педагогики как специфический «язык» науки. Общие категории (образование, обучение, воспитание), их содержание, взаимообусловленность и специфика. Особенности научно-понятийного аппарата педагогики. Образование как социальное явление, как процесс, как результат, как система. Соотношение понятий «обучение» и «развитие». Образование, обучение и воспитание: общее и различное.
Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание. В законе «Об образовании» категория образование определяется как целостный процесс обучения и воспитания в интересах государства, общества, личности.
Образование – в педагогике рассматривается в 2х значениях: v Это процесс развития личности, становление личности в педагогически организованных условиях v Это система социальных институтов осуществляющая образование как педагогический процесс. Образование это предмет педагогической науки.
Обучение. Категорию обучения большинство исследователей понимают как процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в результате которого осуществляется передача накопленного опыта (зун). Учитель выполняет несколько функций: преподает; руководит и управляет познавательной деятельностью учеников (субъект обучения – ребенок); создает условия для развития личности учащихся.
Воспитание – это одна из ведущих категорий педагогики. Употребляется в широком и узком смыслах:
НО! Между процессами воспитания и социализации есть большая разница: социализация может быть либо целенаправленной, либо стихийной, а воспитание – только целенаправленное.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой в обществе системы ценностей. В гуманистической педагогике [центром является человек] воспитание связывается с созданием условий для развития человека, его потенциальных возможносте й.
Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. |