Внимание – это направленность и сосредоточение сознания на определенных объектах или деятельности, что обеспечивает их ясное отражение. - это активная сторона всей психической деятельности человека, контролирующая другие психические процессы. Виды внимания: По форме деятельности: сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное. По ведущему анализатору: зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и др. По направленности: внешнее (напр. на внешний мир), внутреннее (напр. на ощущения внутри тела) и пограничное (кожа и слизистые). По степени волевого контроля: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное (переходящее). Существуют два самостоятельных уровня внимания: непроизвольный и произвольный. Л. С. Выготский обозначает их как первичное и вторичное, считая, что первичное, непроизвольное внимание - то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является, прежде всего, социально опосредованным типом внимания. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организовывают его внимание. Свойства внимания: направленного на один объект – уровень концентрации – выражается в повышенной сосредоточенности на каком-либо объекте или деятельности. (Основной динамический показатель – кол-во ошибок в единицу времени). - устойчивость – сохранение требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени, способность сопротивляться отвлекающим факторам. (Рассеянность – показатель низкой устойчивости внимания). Направленного на несколько объектов - объём – кол-во объектов или единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты или переработаны с одинаковой степенью ясности или отчетливости. - переключаемость – перевод фокуса внимания с одной деятельности на другую. (Отвлечение – непроизвольное переключение внимания). - распределение – способность одновременно успешно выполнять два или более вида деятельности. - избирательность – настройка внимания при наличии помех. Физиологические механизмы внимания. В коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Также участвуют и другие участки головного мозга: таламус служит своеобразным фильтром, пропускающим к коре только новые и важные сигналы; ретикулярная формация активирует мозг. Закономерности формирования произвольного внимания в онтогенезе. Первые недели-месяцы жизни – появляются ориентировочные рефлексы (объективные признаки непроизвольного внимания). Конец первого года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Начало второго года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взгляда на названный взрослым предмет. Второй-третий год жизни – достаточно хорошее развитие указанной выше формы произвольного внимания. Четыре-пять лет – появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Пять-шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Методы диагностики внимания, в практике школьного психолога. Диагностика нарушений внимания. Нарушения внимания: Отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность Неспособность сосредоточится), подвижность (постоянный переход, низкая эффективность), инертность (малая подвижность), сужение объема внимания (концентрация на одном объекте, сужение широты взгляда). Тест «Кольца Ландольта» - метод определения продуктивности, устойчивости, объёма, распределения и переключения внимания. Методика Таблицы Шульте - Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности, эффективность работы, степень врабатываемости внимания. Методика Горбова «Красно-черная таблица» - оценка переключения и распределения внимания. Корректурная проба. Практическая значимость диагностики внимания в консультировании детей и родителей.
|