- 1. Трактовка личности в отечественной психологии. Факторы формирования самосознания, самоотношения в разных возрастных периодах: у дошкольника, у младшего школьника, у подростка, у старшеклассника. Диагностика личности, выявление проблемных зон. Психологическое просвещение родителей и рекомендации по созданию условий для оптимального личностного развития ребенка. Консультирование подростков и старшеклассников по проблеме отношений со сверстниками, родителями, учителями.
Личность – это иерархическая структура собственных взглядов и отношения к миру, а также собственных требований к самому себе, оценок и самооценок, их стабильных свойствах и динамических отношениях, делающих, ее стабильно устойчивой и не зависимой от воздействия среды.
Характеризуется появление определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, оценок и самооценок, требований. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность целенаправленно изменяя ее, но так же и на собственную личность, изменяя самого себя в своих целях, управлять своим поведением и даже психическим развитием. Личностью можно стать только в обществе.
Основные факторы формирования личности: 1. среда (как важнейший фактор социализации личности). 2. наследственность (то, что передается генетически).
Человек личностью не рождается, а становится, однако нет единой теории формирования личности. Отечественная общая психологическая теория личности развивается под влиянием научных работ (Ананьева, Выготского, Леонтьева, Ломова, Петровского, Ковалева, Месищева, Платонова). Эта теория базируется на понимании психологии личности как единство деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий.
Индивид – человек, единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт фило- и онтогенеза, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт, влечений, задатков.
Индивидуальность – осбенности характера и психического склада, отличающие одну личность от другой, или отдельная личность, как обладатель неповторимой совокупности психических свойств.
Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Структура личности – целостное системное образование, совокупностьсоциально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение, как сознательного субъекта деятельности и общения.
Леонтьев понимал личность как психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. Формирование и развитие личности выступает прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Различные деятельности соподчинены в соответствие с иерархией мотивов.
Петровские А.В. и В.А. дали следующее определение личности – это системно-социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью. Т.Е. полагать себя в сфере жизнедеятельность других людей, продолжать свое существование в них, реализовывать себя в социально значимой деятельности.
Теория отношений одна из авторитетных в отечественной психологии, ее основоположник Мясищев. Он рассматривал личность как субъект устойчивой системы отношений к себе, к людям, к миру вообще. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, через воспитание мотивов, т.е. воспитывать общество можно через воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов соответствует требованиям общества.
Личностно-значимый мотив может быть общественно неприемлемым (преступление столь же личностный акт, что и подвиг).
Критерии сформировавшейся личности.
- наличие в мотивах иерархии, как способности преодолевать непосредственное побуждение ради значимой цели, т.е. опосредованное поведение. Мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу.
- способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, целей. Единство личности на жизненном пути обеспечивается памятью, приемственностью целей, поступков. Убеждений, идеалов.
В отечественной психологии личность характеризуется
1. активностью (стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуаций и ролевых предназначений)
2. направленностью (стремление в определенном направлении, система идеалов, взглядов, убеждений. Эта система устойчива, в ней проявляются потребности человека.)
3. глубинными смысловыми структурами (личностный смысл, устойчивы к вербальным воздействиям, могут преобразовываться в совместной деятельности групп и коллективов)
4. степенью осознанности своих отношений к действительности (развитая личность обладает развитым самосознанием (познание и самооценка))
Характеристики зрелой личности.
- развитое чувство ответственности;
- потребность в заботе о других людях;
- способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию знаний и способностей;
- способность к психологической близости с другим человеком (глубинное самораскрытие себя перед другим);
- способность к конструктивному решению жизненных проблем, на пути к наиболее полной самореализации.
Главная задача зрелой личности – самореализация!
Факторы формирования самоотношения и самосознания в разных возрасных периодах:
1. Дошкольники
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.
Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в -это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнении и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то
же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где роди-
тели уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют
хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.
Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка,
его представления о себе окажутся искаженными. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
2. Младшие школьники.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
3. Подростковый возраст.
Отечественная общая психологическая теория личности развивается под влиянием научных работ (Ананьева, Выготского, Леонтьева, Ломова, Петровская, Ковалева, Месищева, Платонова). Эта теория базируется на понимании психологии личности как единство деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий. Индивид – это существо принадлежащее к человеческому роду. Еще одна сторона личности это индивидуальность (характер, темперамент, совокупность преобладающих чувств). Индивидуальность – это неповторимое сочетание психологических особенностей личности.
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
темперамент (структуру природных свойств);
направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Владимир Николаевич Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.
Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности.
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
индивидуальные особенности различных психических процессов.
Борис Герасимович Ананьев
Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.
В структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
жизненный путь человека (история личности).
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.
Факторы формирования самосознания, самоотношение в разных возрастных периодах:
От трех до семи лет — дошкольник. Ведущий вид деятельности — игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4—5 годам уже закладываются основные черты личности.
Семь — одиннадцать лет — младший школьник; двенадцать — пятнадцать лет — подросток. Ведущий вид деятельности — познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку «общество в конечном счете заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель»21. В связи с такой постановкой вопроса о формировании личности актуальным становится личностный подход в образовании, который «расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала»22. «В гуманистически ориентированном обучении процесс учения как нормальное саморазвитие личности и есть его результат»23. Подчеркивая субъектно-объектный характер обучения и «выгодность» взаимовлияния субъекта и объекта образования, В. В. Сериков заметил, что «любые педагогические успехи обусловлены актуализацией собственных сил личности учителя и учащихся»24.
Пятнадцать — восемнадцать лет — ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.
Диагностика Личности
- 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности 2. Процесс определения указанных особенностей, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич расстройств и установления их причин и природы В неклинич условиях задачи диагностики личности заключаются в том, что на основе конкретной теоретич модели, содержащей нек-рую систему и принципы классификации, а также на основе выбранных в соответствии с этими принципами существенных признаков выявляются личностные особенности
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Цель его: повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми.
Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.
Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Как способствовать развитию личностной активности и образа Я ребенка.
– В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
– Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
– С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
Те же самые виды движений можно включить в физкультурные занятия. Ребенка учат выполнять упражнения и говорить, что он делает. Разучиваемые движения можно повторять с куклами.
– Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, “красуется”, вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе, низкую самооценку.
– Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом “Я”.
Особенности консультирования подростков
Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
1. установление контакта с подростком;
2. запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
3. диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
4. интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
5. реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Коротко коснемся специфики каждого этапа. Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова). Этот этап может представлять некоторые трудности для начинающего консультанта, который часто стремится установить контакт как можно скорее. В этом случает он нередко прибегает к заигрыванию с подростком, активно старается ему понравиться («Ах, как я рада тебя видеть»), нарушает его индивидуальное пространство.
Диагностическая беседа с подростком. На наш взгляд, более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка.
Методика «Раннее воспоминание». Предлагается вспомнить и рассказать что-либо из своего детства.
«В детском саду мы играли в парикмахерскую. Юля, Сережа, Миша и еще какая-то девочка. Я была парикмахером. Ко мне пришла Юля. И попросила сделать ей модную прическу. В то время как я причесывала ее, я рассказала Юле о том, что я вчера поцеловала Сережу. А Юля сказала, что она тоже поцеловала Сережу. Я спросила Юлю: «Когда это было?». Она ответила, что 3 или 4 дня назад. А Сережа все слышал и сказал, что это неправда.»
Данное задание подтверждает особую значимость и конфликтность проблемы взаимоотношений с противоположным полом.
Для уточнения гипотезы о причинах трудностей подростка можно работать с его братьями и сестрами. Если консультирование проводится в условиях школы, то, как правило, такая возможность всегда имеется.
Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому, на наш взгляд, здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное - с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Затем предлагает ему отрывки из протоколов бесед с несколькими подростками, просит сначала сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать, может быть, они несколько похожи на его собственные. Естественно, что отрывки из протоколов подбираются консультантом заранее. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку - сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее. Проиллюстрируем это на конкретном примере.
«Наташа, 14 лет, живет с мамой, бабушкой и дедушкой, отец живет отдельно, но часто встречается с девочкой. На консультацию ее прислала классная руководительница с просьбой «усовестить» Наташу: родители жалуются, что она «хамит всем, хлопает дверью, закатывает истерики». Сама Наташа говорит, что все ей надоели и она была бы рада, если бы консультант сумела бы «освободить ее от предков». Выдержки из протокола консультативной беседы с Наташей. «Рисунок семьи начала рисовать с папы, которого изобразила в виде глухого забора, при этом рассказывает: «Здесь еще можно натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне. Да, мама и он покупают мне кучу всего, но весь интерес ко мне - это посмотреть мой дневник. Мама - это заколка, может быть, из золота с бриллиантом. Ей нужен специальный уход. Ее нужно ограждать от переживаний (смеется). Бабушка - цветок. Она бы, может, и не ходила бы так за мной, но так им всем спокойнее. А дедушка - самолет. Он был раньше военным, ему единственному интересно быть со мной». На вопрос консультанта: «А ты не пробовала спокойно поговорить с родителями о том, что ты уже выросла и не нуждаешься в детской опеке», она ответила, что каждый день им об этом говорит: «Оставьте меня в покое».
С помощью «анализа чужих проблем» формулируется причина трудностей Наташи: непонимание родителями необходимости расширения самостоятельности для взрослеющего подростка и неумение Наташи объяснить родителям свои новые потребности и возможности.
Этап реориентации предполагает прежде всего не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Можно подойти к этому с помощью методики «Кот в сапогах».
Подростку предлагается вспомнить сказку о коте в сапогах Она начинается с того, что умер мельник и оставил старшему сыну мельницу, среднему - осла, а младшему - кота. «Мало того, что пользы нет никакой мне от кота, да еще кормить его - только мешать он мне будет», - загрустил младший сын. Но потом оказалось, что именно бесполезный с первого взгляда кот помог младшему сыну стать счастливым: помог обрести любовь и успех.
Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация - его собственный кот в сапогах. В чем сделала его сильнее? Какие новые возможности открыла?
Кроме того, иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Э.Эриксон), т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы.
Итак, мы рассмотрели основные этапы индивидуального психологического консультирования подростков, но необходимо помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый конкретный подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.