- 1. Концепция личности в гуманистической психология (К. Роджерс, А. Маслоу). Структура Я – концепции. Понятие конгруэнтности. Понятие самоактуализации. Понятие личностного роста в гуманистической психологии. Принципы построения длительных отношений по К.Роджерсу. Психологическое просвещение родителей и рекомендации по созданию условий для личностного роста ребенка.
Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности - не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я.
Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.
Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным "Я" человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального "Я", что и составляет суть самоактуализации.
В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным "Я", что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия - процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.
Структура Я-концепции
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Когнитивная
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я».
Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями.
Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
Поведенческая
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.
Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто назвают «самостью».
Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.
Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.
Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".
В гуманистических моделях А. Маслоу , К. Роджерса В.Франкла Э. Фромма и др. процесс личностного роста понимается как основополагающий критерий здоровья, основное условие разрешения психологических проблем, способ эффективной коммуникации и адаптации человека. А. Маслоу ввел основное понятие гуманистической психологии - "самоактуализация", рассматривая ее как потребность человека в максимальном развитии и воплощении своих возможностей и способностей..
"Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей"
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Цель его: повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми.
Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.
Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Как способствовать развитию личностной активности и образа Я ребенка.
– В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
– Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
– С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
Те же самые виды движений можно включить в физкультурные занятия. Ребенка учат выполнять упражнения и говорить, что он делает. Разучиваемые движения можно повторять с куклами.
– Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, “красуется”, вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе, низкую самооценку.
– Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом “Я”.