- 1. Структура личности в психоанализе. Содержание, принципы функционирования, формирование в онтогенезе уровней Ид, Эго, СуперЭго. Защитные механизмы личностей. Психоаналитический подход в практике консультирования родителей, подростков, старшеклассников.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию психосексуального развития - пять последовательных стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Их проходит каждый ребенок в своем развитии. При фиксации на одной из них клиент уже нуждается в психоаналитической терапии.
Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3.Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на так называемой топографической модели психики, включающей три слоя - сознательный, предсознательный и бессознательный. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов - Ид (Оно) , Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я).
Ид – бессознательное. Врожденный состоит из двух групп потребностей или влечений: 1) Либидозные влечения ( в широком смысле – сексуальные, т.е. потребность в удовольствиях) 2) Агрессивные импульсы и желания.
Принцип функционирования Ид – Хочу.
Эго – появляется на 2-3 году жизни с появлением речи. На этом уровне находится интеллект или познавательные процессы, и защитные механизмы (бессознательное искажения в оценке себя, ситуации или другого человека).
Принцип функционирования Эго – принимает решения, контролирует слепые, бессознательные силы Ид и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности.
Защитные механизмы: неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Вытеснение, подавление – «забывание» или игнорирование неприятной информации.
Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.
Рационализация – искажение мотивов собственного поведения в сторону оправдания себя,
Сублимация - перенаправление либидозной энергии в социально приемлемые виды деятельности.
Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.
Компенсация - прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
Реактивное образование - преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.
Проекция - позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи чужими, и, как следствие, не чувствовать за них ответственность.
Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
Супер-эго – появляется на 6 году жизни - моральный контроль (совесть) или моральные ценности (влияет наследственность, воспитание, самосознание ребенка или человека).
Принцип функционирования Супер-эго - находится в постоянном антагонизме Ид, запрещая Эго выполнять его стремления и желания.
Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства.
Проявление уровня Ид – сны и сновидения.
Психоаналитический подход в практике консультирования родителей, подростков, старшеклассников.
Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.
Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.
Познание детей через игру.
Главный мотив поведения ребенка – удовлетворение своих инстинктов, действие по принципу удовольствия. Процесс психического развития состоит в дифференциации самих психических структур и в выработке новых форм адаптивного поведения.