1. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Ведущие виды деятельности, психологические новообразования раннего возраста (отечественный подход, зарубежные концепции). Кризис 3х лет. Особенности психологической помощи в этом возрасте ребенку и рекомендации родителям.

Это период от 1 до 3 лет. Характеризуется совместной предметной деятельностью ребёнка и взрослого. Использование и объяснение правильности употребления того или иного предмета.

Ведущие виды деятельности, психологические новообразования раннего возраста /отечественный подход, зарубежные концепции/.

Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Предмет становится не просто объектом, а вещью с определенным назначением и способом употребления. Воспроизводит группирование предметов по цвету, форме, величине. Понимает значение своей деятельности, сезонные изменения, особенности домашних животных, их повадки. Применяет обследовательские действия, несложное конструирование.

По Мухиной: Ранний возраст (1 до 3 лет) - основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности.

По Эриксону: автономность – стыд, сомнение. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если ему позволяют делать все самому, у него появляется уверенность, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

По Фрейду: Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.

По Пиаже: от 2 до 7 лет – стадия операционального мышления. Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей).

По Лисиной: от 6 мес. до 5 лет – ситуативно-деловое общение.

Восприятие: Выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составление на основе их определенного образа; соотнесение этих образов с предметами окружающего мира. Делит предметы на классы: куклы, машины и т.д.

Мышление: из наглядно-действенного (форма, цвет)  в наглядно-образное (существенные и несущественные признаки).

Память: развивается оперативная память.

Речь: предметы называются своими именами. В 1,5 года – 30-100 слов; в 2 года – 300 слов; в 3 года – 1200-1500 слов.

Кризис 3-х лет. Проявления.

Негативизм: не делает, потому что не хочет, или потому что попросили сделать

Упрямство: настаивает на своем, желание утвердится в своей взрослости.

Обесценивание: привычек, действий, предметов, людей.

Своеволие – Я сам!

Протест-бунт: частые ссоры с родителями.

Деспотизм: диктует всем членам семьи как себя вести и требует чтобы все выполняли.

Особенности психологической помощи в этом возрасте  ребенку и рекомендации родителям.

Главные направления усилий по активизации речи ребенка:

1)обратить внимание на типичные интересы ребенка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой);

2) обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения;

3)необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша рассказом;

4)рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки;

5)стимулировать стремление ребенка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Кризисные проявления: Если ребенок осознает, что может сделать что-либо сам, родители не должны критически относиться к этому, а позволить ему проявить самостоятельность.

Создать бесплатный сайт с uCoz