1. Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению. Уровни психологической готовности ребенка к школе. Психолого-педагогическая помощь на этапе подготовки к школе.

Экспресс - методики готовности ребенка к школе составляет психолог школы, в которую пойдет ребенок. Стандартизированных методик подготовки к школе нет.

1) Изучение внимания и памяти: Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Пиктограмма» - запоминание слова с помощью картинок.

2) Тест Бине и Симона –  для измерения развития интеллекта с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.

3) Тест Керна – Йерасека — диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению. Включает в себя три субтеста:               1. Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития;   2. Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу;   3. Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы.   По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному обучению.

          4) И др.

Уровни психологической готовности ребенка к школе. Психолого-педагогическая помощь на этапе подготовки к школе.

Психологическая готовность к школе – высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Интеллектуальная – к 6-7 годам ребенок должен знать: 1) Ориентироваться в окружающем мире (свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных.); 2) Иметь запас знаний; 3) Развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнивание, классификация - наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы); 4) Развитие различных видов памяти (слуховая, образная, механическая); 5) Развитие произвольного внимания.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Мотивационная – ребенок идет в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать.

Волевая готовность – постановка цели, принятие решения, умение наметить и выполнить план действий, проявление усилий в преодолении препятствий, оценка результатов своих действий.

Создать бесплатный сайт с uCoz