1. Понятие общения в социальной психологии. Социально-психологическая структура общения. Функции общения. Проблемы общения в разных возрастных периодах. Рекомендации родителям, подросткам, старшеклассникам по построению оптимального общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

По целям: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам: непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.); опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Психологи выделяют восемь основных целей общения:

• контактная - "установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения";

• информационный обмен сообщениями - прием и передача сведений, информации;

• побудительная стимуляция - склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

• координационная - взаимное ориентирование при совместной деятельности;

• понимание;

• эмотивное возбуждение - обмен эмоциями;

* установление отношений;

• оказание влияния.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника); перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

1) Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

КАК? (осуществляется передача) – Канал

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Виды коммуникации: вербальная – речь. Структура речи:

* значение и смысл слов, правильность построения фразы;

*  темп речи, модуляция высоты голоса,  тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи, (наиболее привлекательная - плавная, спокойная, размеренная);

*  характерные специфические звуки: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание), нулевые звуки – паузы.

невербальная: кинетику (жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).

2) Интеракция - характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Взаимодействия делятся на два противоположных вида: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт, приспособленчество и оппозиция, ассоциации и диссоциации. 1 тип взаимоотношений связан с выстраиванием отношений, а 2 тип – с разрушением.

3) Перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются: идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления; эмпатия понимание переживаний и чувств познаваемого человека, рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, обратная связь.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1) Социальные  а) Организация совместной деятельности б) Управление поведением и деятельностью в) Контроль 2) Психологические: а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении в) Функция самоутверждения           3) Инструментальные - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Проблемы общения в разных возрастных периодах.

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятость; неправильное отношение друг к другу; отсутствие внимания и интереса к другому; пренебрежение фактами.

 

Рекомендации родителям, подросткам, старшеклассникам по построению оптимального общения.

Создать бесплатный сайт с uCoz