- Психологические характеристики малых групп. Классификация малых групп. Стадии групповой динамики. Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в группе.
Малая группа – группа людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных – в том числе формально – общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения, которые оказались в одном месте, пространстве и времени.
Каждый человек входит в состав нескольких малых групп (семья, учебная группа, отдел и т.п.). Малые группы могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). В рамках формальной Малой группы обычно складываться одна или несколько неформальных групп.
Конкретные черты и признаки:
наличие двух и более людей (от 2 до 30);
осуществление определенных контактов и общение между ними;
наличие общей цели и совместной деятельности; возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
проявление чувства принадлежности к данной группе; осознание членами группы себя как «Мы», а других как «Они»;
формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
наличие достаточного времени взаимного существования людей».
При достаточно длительном существовании группы вырабатывается свой сленг, жаргон.
Классификация малых групп.
Деление малых групп на виды возможно по разным критериям.
1) Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
2) Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности:
а) естественными (неорганизованные и организованные)
б) лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Диффузные группы — это группы случайные, не связаны одной целью, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества. Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки этой группы. Коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – это коллектив. Официальная или неофициальная группа может превратиться в коллектив, если приобретает его признаки. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.
В зависимости от целей деятельности различают профессиональные коллективы, общественные организации, добровольные общества, самодеятельные коллективы. В зависимости от места в системе других коллективов, коллективы делят на первичные и основные. Первичный коллектив – это первичная группа с признаками коллектива. Основной коллектив – объединение первичных коллективов.
Стадии групповой динамики.
Исследователь малых групп Курт Левин.
Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал:
1. Рождение группы: планируется и разрабатывается; проводится запись участников; происходит первая встреча; уточняются цели группы; разрабатывается программа; обсуждаются формы работы. На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в учебном сообществе.
2. Знакомство друг с другом: участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач. Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности.
3. Начало работы: группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый). Часто эти реакции выражаются в посторонних разговорах или обсуждении происходящего за пределами группового пространства.
4. Период конфронтации: сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому. Некоторые члены группы чувствуют себя раздраженными, подавленными, недооцененными или обделенными вниманием. Другие, наоборот, довольны своим местом в группе и испытывают чувство, что могут действовать свободно. И всегда есть кто-то, кто раздумывает, стоит ли ему продолжать работу.
5. Развитие синергии: участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем. Участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными.
6. Завершение работы группы: закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени.
Не все группы достигают пятой стадии — стадии синергии. Они могут застрять на стадии конфликтов или перейти к «отступлению». В этом случае они просто довольствуются тем, что группа не стала командой, и настоящего сотрудничества не было.
Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
В межличностных отношениях зачастую появляются противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Эти противоречия называются конфликтами. Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психологическом, социально-идеологическом отношении. Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам, многие из них решаются мирным путем. Другие вызывают противоборство и решаются в нем.
В настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она используется для изучения общения, межличностных отношений в уже сложившихся группах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе). Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Феномены межличностных отношений
В группах проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей.
Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а) внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;
б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Социально-психологический климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.