1. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание. Типы родительско-детских отношений. Психологическая помощь в оптимизации этих отношений. Рекомендации родителям.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Функции семьи – способы проявления её активности, отдельных членов или всей семьи: 1) Регулирование сексуальных отношений; 2) Воспроизведение населения;            3) Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речи, контролируют их действия;     4) Забота и защита, опека (старики, инвалиды, младенцы), соц. безопасность (одежда, пища), эмоциональная поддержка; 5) Социальное самоопределение: получение ФИО, права распоряжаться наследством и жилищем, принадлежность к тому же классу, расе,

этносу, религиозной группе, что и родительская семья; 6) Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 7) Первичный социальный контроль – моральная регламентация членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения.

Типы родительско - детских отношений. 4 типа: Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля), Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля), Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля), Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Психологическая помощь в оптимизации этих отношений. Рекомендации родителям.

Диагностика родительско-детских отношений в младшем школьном возрасте:

"Тест-опросник родительского отношения"; "АСВ (анализ семейного воспитания)"; "Оценка психологического состояния младших школьников".

Подростковый возраст: "Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина», "Опросник Басса-Дарки".

Типичные ошибки в семейном воспитании: 1) Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям «Беби», «Заместитель мужа» – чувство страха, тревоги, возбудимость и неустойчивость. 2) Гиперопёка – зависимость, неуверенность в себе, трудности в самостоятельном принятии решений, тревожность, неврозы. 3) Непринятие индивидуальности, эмоциональное непринятие детей, порицания, угрозы, физические наказания, отсутствие нежности и ласки – неврозы, тревожность, чувство страха. 4) Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни ребенка (в детстве брошен, а затем гиперопёка). 5) Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и др. членов семьи из-за разногласий и  непоследовательность воспитания, противоречивость у каждого из родителей. 6) Неустойчивость в отношении с детьми (повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность). 7) Тревожность в воспитании (постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений). 8) Ребенок «козел отпущения» во внешне бесконфликтных, но нестабильных семьях.

Создать бесплатный сайт с uCoz