1. Гуманистическая концепция в практике психологического консультирования. Конгруэнтность, эмпатия, безусловное принятие психологом клиента как условия личностного роста.

Гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. К гуманистической психологии относят:  1) самоактуализация по Маслоу; 2) клиент-центрированная психотерапия или  личностно-центрированная терапия К. Роджерсу; 3) экзистенциальная терапия.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни и не имеющих клинических нарушений. Консультирование чаще ориентируется: на настоящее и будущее клиентов, на краткосрочную помощь (до 15 встреч), на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды, на изменение поведения и развитие личности клиента.

Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Современные представления о целях консультирования в гуманистическом направлении:

1. Ориентированная на клиента терапия Роджерса -  создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

2. Экзистенциальная терапия -  помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью.

Теорию самоактуализации ,часто используют в сфере бизнеса и производственной деятельности, то есть в тех областях, где большинство участников убеждены: потребность в самоактуализации - хороший мотив для того, чтобы научиться получать удовлетворение от работы. Теорию Маслоу применяют также в сферах образования, медицины и психотерапии.

Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности.

К. Роджерс в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривал тенденцию к самоактуализации или потребности человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

 В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная психотерапия" был заменен более подходящим - понятием "личностно-центрированная терапия".

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.
          Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом. Конгруэнтность - подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие, согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой. Это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь.

 Безусловное принятие психологом клиента - включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

 Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновение-вчувствование в переживания другого человека,  в его субъективный мир, ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки".

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером. Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента.

Создать бесплатный сайт с uCoz