1. Проанализируйте 3 подхода (традиционный, развивающий и личностно-ориентированный) и дайте оценку практике современного образования.
Подход раскрывает педагогические явления и процессы с разных точек зрения, под разным углом их видения. В зависимости от ведущей идеи, от понимания роли учащегося и учителя в педагогическом процессе, от целей и задач образования выделяют традиционный, развивающий и личностно-ориентированный подходы. Традиционный подход: характеристика, достоинства и недостатки. Развивающий подход: основополагающие положения, плюсы и минусы. Личностно-ориентированный подход: ведущие идеи. Базовое образование как основа для самосовершенствования и включения в самостоятельную деятельность, деятельностный, диалогический и индивидуально-творческий подход, включение учащегося в значимую для него деятельность, реализация субъет-субъектных отношений и тд.
Какой из подходов в большей степени реализуется (востребован) в практике современной школы? Аргументируйте.
Традиционный подход имеет самую длинную историю и базируется на дидактике (науке об обучении и образовании, их целях, задачах, содержании, методах, средствах и организационных формах) Я.А. Каменского. В основе этого подхода лежит репродуктивная технология, суть которой состоит в следующем:
· Субъект-объектные отношения (с – учитель, о – ученик), пассивность ученика, активность учителя.
· Учитель спрашивает, ученик отвечает, жесткий контроль и ориентация на среднего ученика (все задания для всех)
· В основе подхода лежит передача большого количества знаний и их усвоение.
· Ведущим видом деятельности является слушание и запоминание , а критерием эффективности – точное воспроизведение
· Преобладают внешние стимулы, а не внутренние (плохая оценка «2»)
Достоинства:
v Систематизация большого объема знаний
v Экономичность
v Четкая организация учебного процесса
v Осуществляется эмоциональное воздействие учителя на ученика
v Облегчает понимание сложного материала
Недостатки:
· Развитие личности не является главной целью
· Недостаточные возможности для индивидуализации
· При таком подходе ученик выполняет пассивную роль и
· Слабая обратная связь
Развивающий подход. Ориентация на образовательный процесс, на потенциальные возможности ребенка. Такой подход нашел отражение в трудах Песталоци, Выготского, Давыдова. Сторонники этого подхода считали, что обучение является ведущей и движущей силой психического развития ребенка, поэтому развивающее обучение – это цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении новыми знаниями и навыками, новых схем решения, новых способов действия. Главная задача учителя – организация такой деятельности, которая была бы направлена на:
v Развитие познавательной активности (самостоятельности)
v Развитие творческого начала
v Формирование активной жизненной позиции
Такой подход способствует вовлечению ребенка в различные виды деятельности и такое обучение предполагает внутреннее изменение в личности ребенка (мотивов и т.д.). показателем личностного роста является проявление субъективности (принятие решений ребенком). Такой подход весьма эффективен, но более затратен и требует особой подготовки педагога (обязательно владение педагогическим мастерством)
Личностно0ориентированный подход. Ориентация на личность ребенка. Педагогический процесс строится с учетом возраста, индивидуальных особенностей, половых разлдичий. Учитывается интерес ребенка и своевременно оказывается педагогическая поддержка. Основа этого подхода была заложена в трудах Рубинштейна, Леонтьева и Выготского.
В центре пед. Процесса – ученик, его мотивы и цели. Весь процесс строится с целью развития личности. Ведущей идеей становится создание условий для проявления и развития всех личностных функций. Главное условие проявления личностных способностей – это использование субъективного опыта ученика и создание успеха (субъект-субъектные отношения). Равноправные отношения. (указать достоинства, недостатки: требуются высококвалифицированные педагоги)