1. 2.     Сформулируйте принципы, правила, нормы оценочной деятельности педагога. Можно ли отказаться в современной школе от системы отметок?

Оценка как результат контроля учебно-познавательной деятельности учащегося. Отметка  как условное выражение количественной оценки знаний, умений, навыков обучаемых в цифрах или баллах.  Роль оценки и отметки. Объективная  оценка. Типичные субъективные ошибки оценивания. Правила и принципы оценочной деятельности. Система оценивания: проблемы и перспективы. Возможна ли школа без оценок и отметок?

 

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащегося выражаются в ее оценке.

 Оценка – это определение степени усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН). Количественным выражением оценки является отметка. До настоящего времени в педагогической практике термины оценка и отметка понимались как синонимы.

Отметка  - это условное выражение количественной оценки ЗУН обрабатываемых в баллах (цифрах). Оценивать результаты можно похвалой, наградой и т.д.

Большое значение имеет объективная оценка – это оценка должна быть с единым подходом. Оценка, может как воодушевлять ребенка, так и расхолаживать. Оценка может как побудить ребенка к работе, так и отбить желание, а поэтому необходимо знать психологию ребенка.

Типичные, субъективные ошибки оценивания: 1) расхолаживание – завышение оценки; 2) перенос симпатии и антипатии на оценку; 3) оценка по настроению; 4) близость оценки, которая была раньше (ведет к расхолаживанию); 5) перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.

Вопросы достоверности и объективности оценки учебных достижений чрезвычайно важны для системы образования, поэтому одной из актуальных проблем современной школы является проблема организации системы оценивания. Основным подходом к оцениванию на протяжении долгого времени был нормативный, когда индивидуальные достижения учащихся с определенной нормой (результатами большинства обучающихся). В последнее время в педагогике разрабатывается критериальный подход к оцениванию учебных достижений, когда достижения учащихся сравниваются с объемом знаний, который подлежит усвоению на определенном этапе обучения, поскольку возникает потребность в оценивании, результаты которого позволили бы определить, каких учебных целей достиг тот или иной ученик. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности. Необходимо запретить применение общепринятых эталонов при обучении детей в начальных классах, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку.

Принципы оценивания.

  1. отметка должна быть объективной (см. типичные ошибки)
  2. необходим принцип систематичности. Проведение контроля на всех этапах дидактического процесса
  3. использование различных видов контроля
  4. принцип гласности
  5. большое значение играет самооценка
  6. личностный подход (учитывает характер, темперамент)

 

 

Существует два основных подхода к оценке результатов обучения школьников:

1.     Нормированный;

2.     Критериально-ориентированный.

Создать бесплатный сайт с uCoz