1. 2.     Разработайте систему диагностических методов, которую возможно и целесообразно использовать при изучении микроклимата в детском коллективе, самочувствия каждого из его членов. Обоснуйте выбор этих методов и охарактеризуйте условия применения.

Понятие «коллектив». Подходы к разработке проблемы коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, и др.) Основные функции коллектива. Коллектив как сфера жизнедеятельности человека, сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации, сфера общения и тд. Признаки и динамика развития коллектива. Принципы функционирования коллектива. Коллектив и группа.  Критерии и показатели уровня  развития коллектива. Микроклимат в детском коллективе. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. Выявление межличностных отношений в коллективе ( методика «Социометрия»)  Проблемы организации и функционирования коллектива в современной школе.

Развитие личности во многом зависит от уровня развития коллектива и от сложившихся в нем отношений.

До сих пор в педагогической и психологической науке существует 2 подхода к коллективу как средству воспитания ребенка:

  • коллектив – это средство подавления индивидуальности
  • коллектив – это средство и база накопления детьми позитивного социального опыта

 

Коллектив – это группа детей, объединенная общей общественно-значимой целью и совместной деятельностью (идеи коллектива разрабатывали Макаренко, Сухомлинский, Шацкий).

Коллектив реализует 3 функции: организационная, воспитательная, стимулирующая.

Для того, чтобы функционировал коллектив и ребенок себя в нем комфортно чувствовал, необходимо создать комфортные условия, в которых он сможет себя реализовать. Для изучения комфортности применяется методика Социометрия.

Коллектив в своем формировании проходит несколько стадий. Педагогу-психологу их надо знать, чтобы определять уровень развития коллектива.

ü Группа-конгломерат (например, летний лагерь в начале потока);

ü Группа-ассоциация (совместная жизнедеятельность есть);

ü Группа-кооперация (высокий уровень групповой подготовленности, общение носит деловой характер. Например, пед состав одного факультета);

ü Группа-автономия (высокий уровень единства, «моя группа»);

ü Группа-коллектив (есть групповое взаимодействие).

Создать бесплатный сайт с uCoz