- 2. Разработайте систему диагностических методов, которую возможно и целесообразно использовать при изучении микроклимата в детском коллективе, самочувствия каждого из его членов. Обоснуйте выбор этих методов и охарактеризуйте условия применения.
Понятие «коллектив». Подходы к разработке проблемы коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, и др.) Основные функции коллектива. Коллектив как сфера жизнедеятельности человека, сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации, сфера общения и тд. Признаки и динамика развития коллектива. Принципы функционирования коллектива. Коллектив и группа. Критерии и показатели уровня развития коллектива. Микроклимат в детском коллективе. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. Выявление межличностных отношений в коллективе ( методика «Социометрия») Проблемы организации и функционирования коллектива в современной школе.
Развитие личности во многом зависит от уровня развития коллектива и от сложившихся в нем отношений.
До сих пор в педагогической и психологической науке существует 2 подхода к коллективу как средству воспитания ребенка:
- коллектив – это средство подавления индивидуальности
- коллектив – это средство и база накопления детьми позитивного социального опыта
Коллектив – это группа детей, объединенная общей общественно-значимой целью и совместной деятельностью (идеи коллектива разрабатывали Макаренко, Сухомлинский, Шацкий).
Коллектив реализует 3 функции: организационная, воспитательная, стимулирующая.
Для того, чтобы функционировал коллектив и ребенок себя в нем комфортно чувствовал, необходимо создать комфортные условия, в которых он сможет себя реализовать. Для изучения комфортности применяется методика Социометрия.
Коллектив в своем формировании проходит несколько стадий. Педагогу-психологу их надо знать, чтобы определять уровень развития коллектива.
ü Группа-конгломерат (например, летний лагерь в начале потока);
ü Группа-ассоциация (совместная жизнедеятельность есть);
ü Группа-кооперация (высокий уровень групповой подготовленности, общение носит деловой характер. Например, пед состав одного факультета);
ü Группа-автономия (высокий уровень единства, «моя группа»);
ü Группа-коллектив (есть групповое взаимодействие).