- 2. Составьте перечень требований к знаниям и умениям педагога, чтобы его деятельность была эффективна, способствовала личностному развитию учащихся.
Функции учителя в организации учебно-воспитательной деятельности: обучающая, познавательная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. Гуманистическая направленность личности учителя.
Профессиональные качества педагога. Педагогическая этика и педагогический долг. Слагаемые авторитета учителя. Профессиональная компетентность как готовность решать профессиональные педагогические задачи. Обусловленность требований к профессиональной компетентности педагога спецификой и структурой профессиональной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности: аналитические, прогностические, рефлексивные, организационные, коммуникативные умения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач. Понятие о педагогическом мастерстве как единстве личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. Компоненты педагогического мастерства.
Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовность учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. Теоретическая готовность учителя. 1.Аналитические умения. 2.Прогностические умения. 3.Проективные умения. 4. Рефлексивные умения. Практическая готовность учителя. 1.Организационные (Мобилизационные умения, информационные умения, развивающие, ориентационные) 2.Коммуникативные (Перцептивные, умения организовывать ситуацию общения). Аналитические умения – это умение анализировать педагогические явления, диагностировать пед. явления сформулировать пед. задачу и найти оптимальные спосбы ее решения. Прогностические умения – эти явления связаны с умением управлять пед. процессом – поставить цели и задачи; – отбор методов для их достижения, примерная оценка предполагаемых затрат; – искизная проработка отдельных компонентов образовательного процесса. При этом учитель должен владеть такими методами как моделирование, выдвижение гипотиз. Мысленный эксперимент.
Проективные умения – уметь разработать проект образовательного процесса. Планирование содержание и видов деятельности учащихся. Определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными целями. Отбор методов, форм и средств пед. процесса в их оптимальном соотношении.
Рефлексивные умения – они имеют место при осуществлении контрольно оценочной деятельности, направленной на себя. Рефлексия – это особая форма теоретической деятельности направленная на осмысление и анализ собственных действий. Мобилизационные умения – это умения привлечения внимания учащихся и развитие устойчивого интереса к учебе это формирование потребности в знаниях. Это у учащихся активного самостоятельного творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Информационные умения – проявляются 1. умения доступно изложить материал с учетом возрастных особенностей и уровень подготовки учащихся; специфики предмета. 2. логически правильное построение и изложение учебного материала. 3. эффективное использование технических средств диагностики. 3. умение вовремя при необходимости изменить построение учебного материала. 4. умение добывать и прорабатывать информацию, перерабатывать с учетом поставленных целей.
Развивающие умения – умения создать условия для развития индивидуальных особенностей ученика; умения определить зону ближайшего развития. Ориентационные умения – они направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников. Коммуникативные. Перцептивные умения . Большую роль в организации пед. взаимодействия играет коммуникативное поведение пелагога. – это поведение педагогов в процессе общения с учащимся; это способ организации усвоенных индивидом речевых и невербальных средств общения. Коммуникативные умения представлены: - перцептивные умения они проявляются на начальном этапе общения и сводятся к наиболее общему умению понимать другого человека. Умения устанавливать индивидуальное своеобразие человека (к какому типу темперамент) умения по незначительным признакам улавливать состояние человека, умения правильно и адекватно интегрировать информацию полученную от ученика. -Умения организовывать ситуацию общения. –Умения создавать обстановку коллективного поиска.
- Умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке. А)обоснованно использовать методы театральной педагогики. (речевые умения(богатство речи, темп, тембр, красота) Б) владение невербальными средствами (мимика жесты) В) манера образ педагога, умения регулировать свое состояние. –Выбирать по отношению к классу и к конкретным ученикам подходящий способ и стиль общения (поведение). –Анализировать поступки учеников и видеть мотивы, которыми они руководствуются. Вывод: Организации коммуникативного поведения педагога – юто результат смысла поисковой, творческой, мотивационной, аналитической активности педагога помноженной на его значение, способности и технику.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.