Психодиагностика как отрасль психологического знания предназначается для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

 

Цели:

Диагностика школьной успеваемости.

Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования.

Изучение личностного и интеллектуального развития учащихся.

Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении.

Изучение ученических коллективов.

Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса.

Диагностика педагогического коллектива.

 

Инструментарий психодиагноста – разнообразные психодиагностические методики.

Методики

 

Формализованные

Малоформализованные

  • Тесты
  • Опросники
  • Методики проективной техники
  • Психофизиологические методики
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
 

Характерны:

ü  Определенная регламентация

ü  Объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого)

ü  Стандартизация

ü  Надежность

ü  Валидность

Характерны:

Дают очень ценные сведения об испытуемом, когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, личностный смысл или плохо осознаваемые субъективные переживания).

Позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой

Очень трудоемки. В большой степени основаны на профессиональном опыте специалиста и на уровне его профессиональной подготовки.

Взаимодополняют друг друга. В полноценном обследовании необходимо сочетать оба вида.

 

 

 

Этапы исследования.

1 этап - предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых.

2 этап - сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики.

3 этап - обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт - основа интерпретации.

4 этап - Психологический диагноз - главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический (констатация определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы), этиологический (учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения), типологический (заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности). Психологический прогноз.

Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию.

Создать бесплатный сайт с uCoz