Психодиагностика как отрасль психологического знания предназначается для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Цели:
Диагностика школьной успеваемости.
Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования.
Изучение личностного и интеллектуального развития учащихся.
Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении.
Изучение ученических коллективов.
Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса.
Диагностика педагогического коллектива.
Инструментарий психодиагноста – разнообразные психодиагностические методики.
Методики
| |
Формализованные | Малоформализованные |
| |
Характерны: ü Определенная регламентация ü Объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого) ü Стандартизация ü Надежность ü Валидность | Характерны: Дают очень ценные сведения об испытуемом, когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, личностный смысл или плохо осознаваемые субъективные переживания). |
Позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой | Очень трудоемки. В большой степени основаны на профессиональном опыте специалиста и на уровне его профессиональной подготовки. |
Взаимодополняют друг друга. В полноценном обследовании необходимо сочетать оба вида. |
Этапы исследования.
1 этап - предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых.
2 этап - сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики.
3 этап - обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт - основа интерпретации.
4 этап - Психологический диагноз - главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический (констатация определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы), этиологический (учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения), типологический (заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности). Психологический прогноз.
Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию.