- 2. Определите методы обучения, которые активизируют познавательную и самообразовательную деятельность учащихся. Продемонстрируйте фрагмент урока (занятия с использованием одного из таких методов.
Понятие метода обучения. Классификация методов обучения: по источнику передачи знаний; по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); по степени проявления поискового характера деятельности (Ю.К. Бабанский); по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности (В.А. Онищук); эвристические методы обучения: их особенность и характеристика; метод проблемного изложения; исследовательский метод обучения, креативные методы обучения, метод проекта. Приведите примеры использования этих методов в процессе обучения.
Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика в ходе, которого осуществляется развитие личности посредством приобретенного ЗУН.
Методы, активизирующие познавательную деятельность:
1) рассказ, 2) объяснение, 3) лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки, 4) беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах, 5) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого, 6) проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельно-поисковая деятельность учащихся с усвоение ими готовых выводов в науке; это процесс взаимодействия учения и преподавания, который ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учеников, 7) игра, 8) эвристический метод – частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.
Методы, активизирующие самообразовательную деятельность:
1) работа с книгой, 2) метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, 3) соревновательный метод, 4) вовлечение в творческую деятельность, 5) работа над учебно-исследовательскими проектами.
Фрагмент занятия с использованием игрового метода
На уроке литературы разыграть по ролям отрывок из любого классического произведения. Раздать ученикам роли и предложить разыграть сценку. Для того, что бы правильно разыграть роль, ученику нужно не только знать содержание произведения, но и знать характер, особенности, привычки героя.