Продемонстрируйте, как меняется структура урока в зависимости от целей и задач обучения.
Урок как основная форма организации процесса обучения. Структура как соотношение компонентов в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Понятие «структура урока». От чего зависит структура урока? Многообразие структур и типов урока.
Урок – это основная форма организации педагогического (учебного) процесса при которой педагог в течение точно установленного времени (45минут) организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того чтобы дети овладели основами изучаемого предмета, а также для развития воспитания творческих способностей и духовных сил ученика.
Существует деление на Основные формы обучения – Урок – типы уроков –
1. урок изучения нового материала,
2.урок повторения,
3.урок закрепления,
4.контрольный урок,
5.комбинированный урок,
6. Обобщающий урок.
Дополнительные формы обучения – 1.консультации, 2.дополнительные занятия, 3.домашние задания, 4. учебные конференции, 5.практикумы, 6.семенарские занятия.
Вспомогательные – 1.факультативы, 2.кружки и клубы по интересам (секция).
Структура урока - дидактически обусловленная функциональная внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов урока, их целенаправленная упорядоченность, взаимодействие. Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса.
Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.
Структурные элементы учебного занятия
№ пп | Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1 | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 | Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8 | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9 | Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Привести пример.