1. 2.     Проанализируйте теории развивающего обучения. Определите основную его идею, функции учителя в системе такого обучения и возможность (необходимость)  его                                                                                                                      использования в практике современной школы. 

Понятие о развивающем обучении. Истоки развивающего обучения (идеи Сократа, И.Г. Песталоцци и др.). Учение Л.С. Выготского о двух зонах развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития. Дидактическая система Л.В. Занкова. Цель и содержание обучения. Дидактические принципы. Особенности обучения по системе Л.В. Занкова. Обучение как сотворчество учителя и учащихся.

Концепция содержательного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Развитие интеллектуальной сферы школьника. Приоритет поисковой творческой деятельности. Теории развивающего обучения: достоинства и возможности использования в практике современной школы.

Идеи развития ребенка прослеживались в трудах Руссо, Песталоция и т. д. Большое внимание уделено в трудах Ушинского, Каптерева и т. д.

Большой вклад в теоретическое соотношение развития внесли отечественные психологи Выготский, обучение движущая сила развития.

Зоны развития:






 
 

 

 

Зона актуального развития                              Зона ближайшего развития

Концепция Занкова - направлена на общее психическое развитие. Концепция Эльконина, Давыдова — на личностное развитие. Гальперина, Талызиной — поэтапное формирование умственных действий.

Концепция Занкова — разрабатывает систему при которой бы достигался гораздо высокий уровень развития школьника чем при обучении по традиционной методике. Эта система разрабатывалась в 50-е годы и получила широкое распространение.

Занков пытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся.

При этом широко использовались методы психологического развития ребенка. Он пришел к выводам:

1)    ведущая роль принадлежит обучению развития (изменения построения обучения ведет к изменению психологического обмена ученика);

2)    обучение не действует прямолинейно , а преломляется через внутренние особенности ребенка (каждый ребенок под  влиянием одной и той же формы по разному достигает уровней развития).

Цель теории — общее психологическое развитие (мышление, ум, воля, чувства — как основы для усвоения знаний, умений, навыков).

Ребенок рассматривается как полноценная личность со своими интересами, который пришел не только получить знания, но и продвинуться в развитии.

Принципы:

  1. Обучение на высоком уровне трудности (ориентация на зону ближайшего развития, стимулируется мышление школьника, но соблюдать нужно меру).
  2. Быстрый темп в изучении программного материала (отказ от однообразного повторения) каждый урок должен быть обогащен чем-то новым. Необходимость дифференцирования методики т. к. одни и те же вопросы программы ученики могут проходить с различной глубиной.
  3. Ведущая роль  принадлежит теоретическим знаниям, необходимым для развития мышления.
  4. Осознание школьниками процесса учения (осознание зачем?).
  5. Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся (ориентация на каждого).

Содержание — в концепции Занкова меняется подход. Содержание многоплановое, обучение проходит за счет:

а) включения в учебный план; естествознания, географии, биологии (темы, термины, понятия, разделы).

б) за счет обогащения общепринятых предметов.

в) изменение соотношения значимости к «главный» и не «главный» предмет (каждый предмет развивает, а поэтому нет не «главных» предметов).

г) за счет увеличения знаний полученных под руководством учителя вне школы (экскурсии, походы и т. д.).

д) привнесение в ход урока самостоятельных жизненных наблюдений, использование личностного опыта учеников.

Формы — они в системе Занкова весьма разнообразны, (формы остаются, но меняется содержание этого урока) на уроке больше говорят ученики. Большое внимание экскурсии.

Методы — они многогранны, вариативны. Показателем результативности является «как ребенок продвинулся в своем развитии». Оценка не носит стимулирующей роли. В ходе такого обучения ребенок приобретает криативность, способность к рефлексии, он в большей степени тяготит к умственной деятельности, развиваются эмоционально-волевые качества у ребенка.

Концепция Эльконин-Давыдов.

1)    развивающее обучение понимается не только как интеллектуальное, но и как личностное развитие.

2)    Цель такого обучения овладеть способами решения задач. При этом акцент делается на развитие личности.

3)    Поэтому упор делается на поисковую творческую деятельность.

Этапы поисковой деятельности состоят из 3-х блоков:









 


 

 


 

 

 

     постановка учебной                   совместное                  организация

               задачи                       решение с учеником                оценки

Стиль учебного сотрудничества от мягкого доверительного до жестко требовательного (не ведет за собой ученика учитель, а помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ее решению. В такой системе предпочтение отдается полилогу (коллективный диалог).

Обучение опирается на познавательную мотивацию деятельности, что способствует интеллектуальному развитию школьника.

Цель такого обучения воспитать из ученика субъект жизни, т. е. человека способного ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные способы решения.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz