ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Основные направления и задачи деятельности психолога в сфере образования. Профессионально-этические нормы  в практической деятельности психолога.

2. Проанализируйте 3 подхода (традиционный, развивающий и личностно-ориентированный) и дайте оценку практике современного образования.

 

1.

Психологическая служба в сфере общего и профессионального образования оказывает содействие в формировании благоприятных условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, творческих способностей, адаптации к будущей профессиональной деятельности, способствует созданию мотивации к обучению и помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития. Занимается профилактикой условий возникновения подобных нарушений.

 

Основное звено единой системы психологической службы – педагог-психолог.

 

Основные направления деятельности:

 

  1. Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся воспитанников и их родителей, у пед. работников и у руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях и желании использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся воспитанников на каждом возрастном этапе. Недостатком данной деятельности является пассивная позиция слушателей, лишь теоретическое усвоение полученной информации, которая не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекции, семинары, родительские клубы, беседа и т.д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста, зависит от особенностей аудитории.
  2. Психологическая профилактика – это целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся, и по выявлению среди подростков группы риска. Осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и дальнейшее построение психокоррекционной работы в форме тренингов и уроков по психологии. Предполагается оказание помощи в период их адаптации к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения, воспитания (участие в составлении расписания).
  3. Психологическая диагностика. Позволяет выявить особенности поведения и психологического состояния учащихся с целью дальнейшего определения форм помощи на протяжении всего периода обучения.
  4. Психологическая коррекция. Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности. Осуществляется на основе совмещения деятельности педагогов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей и социальных педагогов. Формы психологической коррекции включают в себя: тренинги, обучающие встречи, коррекционно-развивающие занятия, направление на развитие общих познавательных процессов. Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного проведения саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей, формирование адекватной самооценки и достижение уверенности в себе. Тренинг дает возможность видеть себя и оценивать через обратную связь с членами группы.
  5. Консультативная деятельность. Оказание помощи в вопросах развития, воспитания, обучения, позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В отличие от просвещения, в результате консультации решается проблема на уровне получения знания, разрабатывается индивидуальная программа действий, предполагающая активную позицию консультируемого. Виды: педагогическое, консультирование учащихся в зависимости от возникновения проблем, ситуаций, консультирование родителей.

 

Задачи.

 

1)      Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средства их решения

2)      Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности.

3)      Формирование у обучающихся воспитанников способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению

4)      Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях

5)      Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся воспитанников

6)      Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и в развитии обучающихся воспитанников

7)      Участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования

8)      Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов

9)      Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Профессионально-этические нормы.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами (основываются на Этическом Кодексе Российского психологического общества):

  1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному и случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку.
  2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных и других воздействий.
  3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью испытуемого, его состоянию или социальному положению.
  4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзято относиться к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.
  5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо изведать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

2.

Подход раскрывает педагогические явления и процессы с разных точек зрения, под разным углом их видения. В зависимости от ведущей идеи, от понимания роли учащегося и учителя в педагогическом процессе, от целей и задач образования выделяют традиционный, развивающий и личностно-ориентированный подходы. Традиционный подход: характеристика, достоинства и недостатки. Развивающий подход: основополагающие положения, плюсы и минусы. Личностно-ориентированный подход: ведущие идеи. Базовое образование как основа для самосовершенствования и включения в самостоятельную деятельность, деятельностный, диалогический и индивидуально-творческий подход, включение учащегося в значимую для него деятельность, реализация субъет-субъектных отношений и тд.

 Какой из подходов в большей степени реализуется (востребован) в практике современной школы? Аргументируйте.

 

Традиционный подход имеет самую длинную историю и базируется на дидактике (науке об обучении и образовании, их целях, задачах, содержании, методах, средствах и организационных формах) Я.А. Каменского. В основе этого подхода лежит репродуктивная технология, суть которой состоит в следующем:

·        Субъект-объектные отношения (с – учитель, о – ученик), пассивность ученика, активность учителя.

·        Учитель спрашивает, ученик отвечает, жесткий контроль и ориентация на среднего ученика (все задания для всех)

·        В основе подхода лежит передача большого количества знаний и их усвоение.

·        Ведущим видом деятельности является слушание и запоминание , а критерием эффективности – точное воспроизведение

·        Преобладают внешние стимулы, а не внутренние (плохая оценка «2»)

Достоинства:

v Систематизация большого объема знаний

v Экономичность

v Четкая организация учебного процесса

v Осуществляется эмоциональное воздействие учителя на ученика

v Облегчает понимание сложного материала

Недостатки:

·        Развитие личности не является главной целью

·        Недостаточные возможности для индивидуализации

·        При таком подходе ученик выполняет пассивную роль и

·        Слабая обратная связь

Развивающий подход. Ориентация на образовательный процесс, на потенциальные возможности ребенка. Такой подход нашел отражение в трудах Песталоци, Выготского, Давыдова. Сторонники этого подхода считали, что обучение является ведущей и движущей силой психического развития ребенка, поэтому развивающее обучение – это цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении новыми знаниями и навыками, новых схем решения, новых способов действия. Главная задача учителя – организация такой деятельности, которая была бы направлена на:

v Развитие познавательной активности (самостоятельности)

v Развитие творческого начала

v Формирование активной жизненной позиции

Такой подход способствует вовлечению ребенка в различные виды деятельности и такое обучение предполагает внутреннее изменение в личности ребенка (мотивов и т.д.). показателем личностного роста является проявление субъективности (принятие решений ребенком). Такой подход весьма эффективен, но более затратен и требует особой подготовки педагога (обязательно владение педагогическим мастерством)

Личностно0ориентированный подход. Ориентация на личность ребенка. Педагогический процесс строится с учетом возраста, индивидуальных особенностей, половых разлдичий. Учитывается интерес ребенка и своевременно оказывается педагогическая поддержка. Основа этого подхода была заложена в трудах Рубинштейна, Леонтьева и Выготского.

В центре пед. Процесса – ученик, его мотивы и цели. Весь процесс строится с целью развития личности. Ведущей идеей становится создание условий для проявления и развития всех личностных функций. Главное условие проявления личностных способностей – это использование субъективного опыта ученика и создание успеха (субъект-субъектные отношения). Равноправные отношения. (указать достоинства, недостатки: требуются высококвалифицированные педагоги)

Создать бесплатный сайт с uCoz