ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Основные направления и задачи деятельности психолога в сфере образования. Профессионально-этические нормы в практической деятельности психолога.
2. Проанализируйте 3 подхода (традиционный, развивающий и личностно-ориентированный) и дайте оценку практике современного образования.
1.
Психологическая служба в сфере общего и профессионального образования оказывает содействие в формировании благоприятных условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, творческих способностей, адаптации к будущей профессиональной деятельности, способствует созданию мотивации к обучению и помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития. Занимается профилактикой условий возникновения подобных нарушений.
Основное звено единой системы психологической службы – педагог-психолог.
Основные направления деятельности:
- Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся воспитанников и их родителей, у пед. работников и у руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях и желании использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся воспитанников на каждом возрастном этапе. Недостатком данной деятельности является пассивная позиция слушателей, лишь теоретическое усвоение полученной информации, которая не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекции, семинары, родительские клубы, беседа и т.д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста, зависит от особенностей аудитории.
- Психологическая профилактика – это целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся, и по выявлению среди подростков группы риска. Осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и дальнейшее построение психокоррекционной работы в форме тренингов и уроков по психологии. Предполагается оказание помощи в период их адаптации к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения, воспитания (участие в составлении расписания).
- Психологическая диагностика. Позволяет выявить особенности поведения и психологического состояния учащихся с целью дальнейшего определения форм помощи на протяжении всего периода обучения.
- Психологическая коррекция. Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности. Осуществляется на основе совмещения деятельности педагогов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей и социальных педагогов. Формы психологической коррекции включают в себя: тренинги, обучающие встречи, коррекционно-развивающие занятия, направление на развитие общих познавательных процессов. Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного проведения саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей, формирование адекватной самооценки и достижение уверенности в себе. Тренинг дает возможность видеть себя и оценивать через обратную связь с членами группы.
- Консультативная деятельность. Оказание помощи в вопросах развития, воспитания, обучения, позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В отличие от просвещения, в результате консультации решается проблема на уровне получения знания, разрабатывается индивидуальная программа действий, предполагающая активную позицию консультируемого. Виды: педагогическое, консультирование учащихся в зависимости от возникновения проблем, ситуаций, консультирование родителей.
Задачи.
1) Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средства их решения
2) Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности.
3) Формирование у обучающихся воспитанников способности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению
4) Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях
5) Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся воспитанников
6) Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и в развитии обучающихся воспитанников
7) Участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования
8) Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов
9) Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Профессионально-этические нормы.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами (основываются на Этическом Кодексе Российского психологического общества):
- Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному и случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку.
- Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных и других воздействий.
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью испытуемого, его состоянию или социальному положению.
- Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзято относиться к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.
- Принцип осведомленного согласия. Необходимо изведать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
2.
Подход раскрывает педагогические явления и процессы с разных точек зрения, под разным углом их видения. В зависимости от ведущей идеи, от понимания роли учащегося и учителя в педагогическом процессе, от целей и задач образования выделяют традиционный, развивающий и личностно-ориентированный подходы. Традиционный подход: характеристика, достоинства и недостатки. Развивающий подход: основополагающие положения, плюсы и минусы. Личностно-ориентированный подход: ведущие идеи. Базовое образование как основа для самосовершенствования и включения в самостоятельную деятельность, деятельностный, диалогический и индивидуально-творческий подход, включение учащегося в значимую для него деятельность, реализация субъет-субъектных отношений и тд.
Какой из подходов в большей степени реализуется (востребован) в практике современной школы? Аргументируйте.
Традиционный подход имеет самую длинную историю и базируется на дидактике (науке об обучении и образовании, их целях, задачах, содержании, методах, средствах и организационных формах) Я.А. Каменского. В основе этого подхода лежит репродуктивная технология, суть которой состоит в следующем:
· Субъект-объектные отношения (с – учитель, о – ученик), пассивность ученика, активность учителя.
· Учитель спрашивает, ученик отвечает, жесткий контроль и ориентация на среднего ученика (все задания для всех)
· В основе подхода лежит передача большого количества знаний и их усвоение.
· Ведущим видом деятельности является слушание и запоминание , а критерием эффективности – точное воспроизведение
· Преобладают внешние стимулы, а не внутренние (плохая оценка «2»)
Достоинства:
v Систематизация большого объема знаний
v Экономичность
v Четкая организация учебного процесса
v Осуществляется эмоциональное воздействие учителя на ученика
v Облегчает понимание сложного материала
Недостатки:
· Развитие личности не является главной целью
· Недостаточные возможности для индивидуализации
· При таком подходе ученик выполняет пассивную роль и
· Слабая обратная связь
Развивающий подход. Ориентация на образовательный процесс, на потенциальные возможности ребенка. Такой подход нашел отражение в трудах Песталоци, Выготского, Давыдова. Сторонники этого подхода считали, что обучение является ведущей и движущей силой психического развития ребенка, поэтому развивающее обучение – это цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении новыми знаниями и навыками, новых схем решения, новых способов действия. Главная задача учителя – организация такой деятельности, которая была бы направлена на:
v Развитие познавательной активности (самостоятельности)
v Развитие творческого начала
v Формирование активной жизненной позиции
Такой подход способствует вовлечению ребенка в различные виды деятельности и такое обучение предполагает внутреннее изменение в личности ребенка (мотивов и т.д.). показателем личностного роста является проявление субъективности (принятие решений ребенком). Такой подход весьма эффективен, но более затратен и требует особой подготовки педагога (обязательно владение педагогическим мастерством)
Личностно0ориентированный подход. Ориентация на личность ребенка. Педагогический процесс строится с учетом возраста, индивидуальных особенностей, половых разлдичий. Учитывается интерес ребенка и своевременно оказывается педагогическая поддержка. Основа этого подхода была заложена в трудах Рубинштейна, Леонтьева и Выготского.
В центре пед. Процесса – ученик, его мотивы и цели. Весь процесс строится с целью развития личности. Ведущей идеей становится создание условий для проявления и развития всех личностных функций. Главное условие проявления личностных способностей – это использование субъективного опыта ученика и создание успеха (субъект-субъектные отношения). Равноправные отношения. (указать достоинства, недостатки: требуются высококвалифицированные педагоги)