ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

1. Цели и методы психодиагностики  в практике школьного психолога. Основные этапы и программа психодиагностического исследования.

2.  Какая из современных концепций воспитания представляет для Вас интерес? Обоснуйте свой выбор.

1.

Психодиагностика как отрасль психологического знания предназначается для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

 

Цели:

Диагностика школьной успеваемости.

Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования.

Изучение личностного и интеллектуального развития учащихся.

Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении.

Изучение ученических коллективов.

Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса.

Диагностика педагогического коллектива.

 

Инструментарий психодиагноста – разнообразные психодиагностические методики.

Методики

 

Формализованные

Малоформализованные

  • Тесты
  • Опросники
  • Методики проективной техники
  • Психофизиологические методики
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
 

Характерны:

ü  Определенная регламентация

ü  Объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого)

ü  Стандартизация

ü  Надежность

ü  Валидность

Характерны:

Дают очень ценные сведения об испытуемом, когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, личностный смысл или плохо осознаваемые субъективные переживания).

Позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой

Очень трудоемки. В большой степени основаны на профессиональном опыте специалиста и на уровне его профессиональной подготовки.

Взаимодополняют друг друга. В полноценном обследовании необходимо сочетать оба вида.

 

 

 

Этапы исследования.

1 этап - предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых.

2 этап - сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики.

3 этап - обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт - основа интерпретации.

4 этап - Психологический диагноз - главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический (констатация определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы), этиологический (учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения), типологический (заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности). Психологический прогноз.

Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию.

 2.

Понятие «концепция воспитания», «воспитательная система». Воспитание человека  культуры  и развитие духовности в культурологической концепции воспитания. Специфика воспитания творческой личности. Общая стратегия поиска условий воспитания творческой личности.

Педагогическая поддержка личности О.С. Газмана. Педагогическая поддержка  в преодолении объективных  и субъективных трудностей становления личности. Этапы педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный. Условия и средства оказания педагогической поддержки. Воспитательная система И.П. Иванова. Организация КТД. 

 

Теория Бондаревской В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего».  Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века. Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала.Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. В этом образе исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности. Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель и принципы воспитания. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Человек культуры — это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умению принимать решения и нести за них ответственность и др.

Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения, включения детей с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Задача образования и воспитания — создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом. Человек культуры — гуманная личность(личность не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни себе) Человек культуры— это духовная личность(развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала.) Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная(жизнеспособность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству) принципы: — природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz