ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
1. Общая характеристика памяти. Виды памяти. Основные закономерности развития произвольной памяти. Методы диагностика памяти в практике консультирования школьного психолога. Диагностика нарушений памяти. Практические сферы применения.
2. Разработайте проект классного часа на тему (по выбору). Проанализируйте его с точки зрения личностно-деятельного подхода.
1.
Общая характеристика памяти. Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности и его связь с прошлым опытом.
Процессы в памяти: запоминание (непроизвольное и произвольное); сохранение (кратковременное и долговременное); воспроизведение (произвольное и непроизвольное)– воссоздание образа предмета, воспринимаемого нами ранее, происходит после восприятия; узнавание – в момент восприятия, данный объект уже введен в мозг; забывание (абсолютное и временное)– невозможность восстановить ранее введенную информацию, без подкрепления, вследствие угасательного торможения.
Свойства памяти: объем (количество хранящейся информации), быстрота (скорость обработки и использования информации), точность (способность качественно и точно отражать содержание информации, которую запомнил), прочность (время хранения информации до её забывания).
Ведущими видом памяти может быть: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Виды памяти.
По характеру психической активности: образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая;
По продолжительности сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная;
По участию воли в процессе запоминания: произвольная, непроизвольная;
По способу заучивания: механическая, смысловая.
Важную роль в процессе памяти играют Ассоциации — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Виды ассоциаций: по смежности в пространстве или времени (стол-стул); по сходству (яблоко-груша); по контрасту (день-ночь).
Основные закономерности запоминания.
1) «Эффект края»; 2) Повторение; 3) Осмысление и установка на дальнейшее использование материала; 4) Простота и эмоциональность информации; 5) Редкие, странные и интересные события; 6) Перекрытие старой информации новой; 7)
Механизмы функционирования и развития произвольной памяти.
Мгновенная память – процессы, происходящие в рецепторах, информация хранится до нескольких секунд→Кратковременная память – циклическое вращение импульсов в нейронных цепях, от нескольких секунд, до нескольких минут→ Оперативная память – запоминание важных моментов из кратковременной памяти (важность информации, эмоциональность, яркость и т.д.), от неск. минут до суток (от пробуждения до сна)→ Долговременная память – важная часть оперативной памяти сохраняется на длительное время, осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот.
Таламус отфильтровывает лишнюю информацию, гиппокамп усиливает запоминание событий имеющих биологически важное значение.
В первые годы жизни у ребенка преобладает непроизвольная память. Произвольная начинает доминировать в процессе обучения. В дошкольном возрасте преобладает механическая память, которая замещается со временем логической. Параллельно развивается непосредственное запоминание, которое со временем превращается в опосредованное, т.е. использование мышления и мнемонических действий.
Методы диагностики памяти в практике консультирования школьного психолога. Диагностика нарушений памяти.
Нарушения памяти: Гипомнезия – ослабление; парамнезии – «знаком» с незнакомыми объектами; амнезии – потеря (ретроградная - предшествующие события, антероградная – несохранение новых событий, фиксационная – незапоминание текущих событий, прогрессирующая – распад памяти); гипермнезия – обострение, по сравнению с нормальными показателями.
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – диагностика непроизвольного внимания (объем кратковременной памяти, эффективность долговременной – через некоторое время, динамика запоминания и её оценка).
«Пиктограмма» - запоминание слова с помощью картинок – диагностика опосредованного внимания, ассоциативная (Такая же Леонтьева).
Практические сферы применения.
Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми.
2.
Сущностной характеристикой личностно-деятельностного подхода является особое понимание и отношение к ученику как к субъекту деятельности. Такой подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре внимания находится сам ребенок, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад и тд. Переход от воздействия к взаимодействию. С этих позиций проведите анализ разработанного Вами классного часа.
Час общения «Какой Я?»
Цель: - открыть учащимся путь к их собственному «Я»;
- способствовать воспитанию нравственных качеств через познание себя.
Дети стоят, взявшись за руки. «Приветствие друг друга». Дети садятся на свои места.
Сегодня на часе общения мы затронем сложную, но очень важную тему. Послушайте вначале стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классе общения?
-Сегодня тема часа общения необычная: «Какой Я?».
Все люди разные: большие и маленькие, молодые и старые. Они работают, учатся, играют, отдыхают… И порой не могут ответить: а какой я человек? Говорят, человек есть тайна, и не только для окружающих, но и для себя. Мы сегодня попробуем приоткрыть эту тайну.
- Представьте себе, что в класс должен придти новый ученик. Каким бы вы его хотели видеть?
(На доске: вежливый, капризный, грубый, добрый, завистливый, справедливый,
правдивый, лживый, трусливый, храбрый, жадный, ленивый, трудолюбивый, скромный, честный, хитрый, отзывчивый. )
- Выберите из предложенных те черты характера, которые вы бы хотели увидеть в новом однокласснике. Почему вы бы хотели, чтобы ученик был таким?
- Идеальных людей не бывает. В каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. Постарайтесь сейчас быть честными перед собой. Возьмите фигурку человека, представьте, что это вы. Если у вас есть черты характера, которые мы выбрали, ставьте на фигурке красную точку, если нет – чёрную.
- Приклейте своих человечков на альбомный лист. Догадываюсь, что всем хотелось иметь у себя только положительные качества. В этой связи вспомним слова, сказанные М.Горбким: «Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые.»
Вот и ваши Человечки получились пёстрые, это значит, что вы сумели увидеть в себе не только хорошее, но и свои недостатки.
- А как же сделать так, чтобы ваши человечки имели больше красных точек, ведь красный от слова красивый?
- Ребята, а как вы думаете, просто это сделать?
- Действительно сложно, потому что придётся заниматься самовоспитанием.
Как вы думаете, что значит заниматься самовоспитанием?
- Давайте заполним лист для дневника успеха. Этот лист также будут заполнять ваши родители и я.
Оцените себя по данным качествам характера: поставьте себе 5, если - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Теперь вы сами убедились, что не все положительные качества развиты у вас достаточно хорошо.
- Давайте выясним, какие черты характера вы бы хотели в себе воспитать? Выберите эти качества и приклейте на лист.
(Ребята работают)
- Я вижу, многие из вас захотели воспитать в себе достаточно много положительных качеств. Сразу это не получится. Вы поставили перед собой цель стать лучше. Я предлагаю вам выбрать девиз на этот год. Давайте познакомимся с высказываниями:
- Хочешь улучшить жизнь, улучшай себя. (арабская пословица)
- Истинно могуч тот, кто побеждает себя. (восточная мудрость)
- Самая большая победа – это победа над собой! (М,Горький)
- Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. (Демокрит)
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Выберите то высказывание, которое вам понравилось больше и приклейте на ваш лист.
- Эти листы вы уберём в Дневники успеха. В конце учебного года мы к ним вернёмся, посмотрим, достигли вы своих целей или нет. Впереди нас ждёт много классных часов и мероприятий, которые будут помогать в достижении цели. Я уверена, что каждый из вас будет стремиться стать лучше. Я тоже буду вам помогать в этом.
- В заключение классного часа мне бы хотелось узнать как вы оцениваете свою работу на часе общения. Возьмите шкалу оценки, поставьте точку на данной шкале. Спасибо.
- Я желаю вам удачи. Спасибо за работу!
Качества личности и их показатели | Я оцениваю себя | Оценка родителей | Оценка учителя | Итоговая оценка | |
Любознатель- ность | Мне интересно учиться |
|
|
|
|
Люблю читать, слушать |
|
|
|
| |
Нравится выполнять задания, рисовать |
|
|
|
| |
Нравится получать хорошие отметки |
|
|
|
| |
Отношение к школе | Выполняю правила для учащихся |
|
|
|
|
Добр в отношении с людьми |
|
|
|
| |
Участвую в делах класса и школы |
|
|
|
| |
Прилежание, трудолюбие | Я стараюсь в учебе |
|
|
|
|
Помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью |
|
|
|
| |
Самостоятелен |
|
|
|
| |
Помогаю в семье выполнять домашнюю работу |
|
|
|
| |
Люблю дежурить в классе |
|
|
|
| |
Помогаю учителю |
|
|
|
| |
Бережное отношение к природе | Я берегу землю |
|
|
|
|
Я берегу растения |
|
|
|
| |
Я берегу животных |
|
|
|
| |
Красивое в жизни | Аккуратен в делах |
|
|
|
|
Опрятен в одежде |
|
|
|
| |
Люблю и ценю красивое вокруг себя |
|
|
|
| |
Вежлив в отношении с людьми |
|
|
|
| |
Отношение к себе | Умею управлять своим поведением |
|
|
|
|
Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой |
|
|
|
| |
Забочусь о своем здоровье |
|
|
|
| |
Умею распределять время отдыха и учебных занятий |
|
|
|
| |
Нет вредных привычек |
|
|
|
|
Примечание: оцените себя :. 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.