ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
1. Общая характеристика мышления. Виды мышления, мыслительные операции. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта, по Ж.Пиаже. Диагностика мышления в практике консультирования школьного психолога.
2. Сформулируйте принципы, правила, нормы оценочной деятельности педагога. Можно ли отказаться в современной школе от системы отметок?
1.
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Главные особенности протекания процесса мышления: 1) Обобщенное и опосредованное отражение действительности. 2) Связь с практической деятельностью. 3) Неразрывная связь с речью. 4) Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
Свойства мышления:
- Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
- Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
- Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
- Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
- Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
- Комплексный характер. Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления.
- Целенаправленность. Способность не откланяться в сторону от намеченной цели в процессе мышления.
- Широта. Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности.
- Интуитивный характер. Способность решать задачи при недостатке исходных данных.
- Экономичность. Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Виды мышления, мыслительные операции.
По характеру решаемых задач: Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
По форме (этапы в процессе онтогенеза):
Наглядно-действенное – Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. (1-3 года).
Наглядно-образное – функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа, мышление в виде наглядных образов и представлений (4–7 лет и до взрослого).
Образное – образы зрительные, слуховые (у художников, музыкантов, писателей).
Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
По уровню новизны и оригинальности:
Продуктивное или творческое– это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Репродуктивное или шаблонное – это воспроизводящее мышление.
По степени развернутости:
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Основными формами мышления являются понятия (общие существенные признаки), суждения (отражение связей между предметами и явлениями) и умозаключения (связь между понятиями и суждениями).
Мыслительные операции: Сравнение – вскрытие сходства и различия между вещами. Анализ - мыслительное расчленение объекта на составляющие его части с последующим сравнением. Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Конкретизация – операция обратная обобщению.
Этапы решения мыслительных задач: Возникновение и осознание проблемной ситуации→Постановка задачи→Генерация вариантов решения задачи→Оценка каждого варианта в рамках существующих критериев допустимости→Нахождение оптимального варианта решения→Устранение проблемной ситуации. У человека не всегда прослеживаются все эти стадии.
Понятие интеллекта, виды интеллекта.
Интеллект – совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности; все познавательные функции индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Лингвистический интеллект - способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист). Музыкальный интеллект - способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор). Логико-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый). Пространственный интеллект - способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург). Телесно-кинестезический интеллект - способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). Эмоциональный (Личностный) интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно, - это Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель); Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Стадия сенсомоторного интеллекта (1-2 года) – развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. Ребенок становится субъектом – выделяет себя из окружающего мира.
Стадия операционного мышления (2-7 лет) – развитие речи, активизация процесса интериоризации внешних действий, развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиции других людей).
Стадия конкретных операций (7-8 до 11-12 лет) – возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Способность объединять предметы в классы.
Стадия формальных операций (12-15 и далее) – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.
Диагностика мышления в практике консультирования школьного психолога. Тесты диагностики интеллекта: возможности и ограничения. Практика применения.
Тест Бине и Симона – оценивает интеллектуальное развитие ребенка.
Тест Векслера – оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.
Диагностика мышления: у младших школьников (оценка образного мышления и логическое мышление) - 1) определение понятий, выявление причин, выявления сходств и различий в объектах; 2) умение считать в уме; 3) матрица Равена.
У подростков – 1) логико-количественные отношения; 2) тест Айзенка (уровень развития лингвистического мышления); 3) тест Беннета оценка уровня развития технического мышления.
Тесты диагностики интеллекта: у младших школьников – Гудинаф-Хариса.
У подростков – ШТУР (школьный тест умственного развития).
Тест Стэнфорд-Бине.
2.
Оценка как результат контроля учебно-познавательной деятельности учащегося. Отметка как условное выражение количественной оценки знаний, умений, навыков обучаемых в цифрах или баллах. Роль оценки и отметки. Объективная оценка. Типичные субъективные ошибки оценивания. Правила и принципы оценочной деятельности. Система оценивания: проблемы и перспективы. Возможна ли школа без оценок и отметок?
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащегося выражаются в ее оценке.
Оценка – это определение степени усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН). Количественным выражением оценки является отметка. До настоящего времени в педагогической практике термины оценка и отметка понимались как синонимы.
Отметка - это условное выражение количественной оценки ЗУН обрабатываемых в баллах (цифрах). Оценивать результаты можно похвалой, наградой и т.д.
Большое значение имеет объективная оценка – это оценка должна быть с единым подходом. Оценка, может как воодушевлять ребенка, так и расхолаживать. Оценка может как побудить ребенка к работе, так и отбить желание, а поэтому необходимо знать психологию ребенка.
Типичные, субъективные ошибки оценивания: 1) расхолаживание – завышение оценки; 2) перенос симпатии и антипатии на оценку; 3) оценка по настроению; 4) близость оценки, которая была раньше (ведет к расхолаживанию); 5) перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.
Вопросы достоверности и объективности оценки учебных достижений чрезвычайно важны для системы образования, поэтому одной из актуальных проблем современной школы является проблема организации системы оценивания. Основным подходом к оцениванию на протяжении долгого времени был нормативный, когда индивидуальные достижения учащихся с определенной нормой (результатами большинства обучающихся). В последнее время в педагогике разрабатывается критериальный подход к оцениванию учебных достижений, когда достижения учащихся сравниваются с объемом знаний, который подлежит усвоению на определенном этапе обучения, поскольку возникает потребность в оценивании, результаты которого позволили бы определить, каких учебных целей достиг тот или иной ученик. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности. Необходимо запретить применение общепринятых эталонов при обучении детей в начальных классах, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку.
Принципы оценивания.
- отметка должна быть объективной (см. типичные ошибки)
- необходим принцип систематичности. Проведение контроля на всех этапах дидактического процесса
- использование различных видов контроля
- принцип гласности
- большое значение играет самооценка
- личностный подход (учитывает характер, темперамент)
Существует два основных подхода к оценке результатов обучения школьников:
1. Нормированный;
2. Критериально-ориентированный.