ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Структура личности в психоанализе. Содержание, принципы функционирования, формирование в онтогенезе уровней ид, эго, супер-эго. Защитные механизмы личности. Психоаналитический подход в практике консультирования родителей, подростков, старшеклассников.
2. Разработайте систему методов, приемов, средств, форм личностного вовлечения учеников в урок.
1.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию психосексуального развития - пять последовательных стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Их проходит каждый ребенок в своем развитии. При фиксации на одной из них клиент уже нуждается в психоаналитической терапии.
Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3.Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на так называемой топографической модели психики, включающей три слоя - сознательный, предсознательный и бессознательный. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов - Ид (Оно) , Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я).
Ид – бессознательное. Врожденный состоит из двух групп потребностей или влечений: 1) Либидозные влечения ( в широком смысле – сексуальные, т.е. потребность в удовольствиях) 2) Агрессивные импульсы и желания.
Принцип функционирования Ид – Хочу.
Эго – появляется на 2-3 году жизни с появлением речи. На этом уровне находится интеллект или познавательные процессы, и защитные механизмы (бессознательное искажения в оценке себя, ситуации или другого человека).
Принцип функционирования Эго – принимает решения, контролирует слепые, бессознательные силы Ид и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности.
Защитные механизмы: неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Вытеснение, подавление – «забывание» или игнорирование неприятной информации.
Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.
Рационализация – искажение мотивов собственного поведения в сторону оправдания себя,
Сублимация - перенаправление либидозной энергии в социально приемлемые виды деятельности.
Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.
Компенсация - прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
Реактивное образование - преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.
Проекция - позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи чужими, и, как следствие, не чувствовать за них ответственность.
Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
Супер-эго – появляется на 6 году жизни - моральный контроль (совесть) или моральные ценности (влияет наследственность, воспитание, самосознание ребенка или человека).
Принцип функционирования Супер-эго - находится в постоянном антагонизме Ид, запрещая Эго выполнять его стремления и желания.
Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства.
Проявление уровня Ид – сны и сновидения.
Психоаналитический подход в практике консультирования родителей, подростков, старшеклассников.
Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.
Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.
Познание детей через игру.
Главный мотив поведения ребенка – удовлетворение своих инстинктов, действие по принципу удовольствия. Процесс психического развития состоит в дифференциации самих психических структур и в выработке новых форм адаптивного поведения.
2.
Понятия «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения». С чем связана необходимость личностного вовлечения учащихся в урок? Методы обучения, активизирующие творческую познавательную деятельность учащихся: эвристический, исследовательский, метод проблемного изложения и тд. (привести пример). Коммуникативная атака как прием, позволяющий заинтересовать, быстро мобилизовать, «включить» ученика в изучаемый материал (привести пример). Использование на уроке элементов игровых и проблемных технологий: дидактическая игра, решение проблемных ситуаций-задач, мозговая атака и т.д. (привести пример).
Под методами обучения подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.
Прием обучения - конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач.
Средство обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения; это материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний. Иными словами, средства обучения – это объекты и процессы, служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Эвристический метод - применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Не во всех предметах Э. метод применим с одинаковым успехом; в предметах, требующих по преимуществу напряжения памяти, он менее применим, чем в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: так, напр., при обучении математике и логике Э. метод более применим, чем при изучении географии. При правильной и систематичной постановке вопросов он может развить в ученике догадливость и сообразительность; при неумелой постановке вопросов, наоборот, он развивает в учениках стремление к ответам наугад, к догадкам, о которых Балдвин справедливо говорит, что они "бесчестны".
Метод проблемного изложения
Если учитель не излагает готовые научные истины (формулировки теорем, их доказательства и т. п.), а в какой-то мере воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем. Примеры с уроков. При изучении в 9-х и 11 -х классах темы “Холодная война” дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Например. Тема урока по математике – Прямоугольная система координат на плоскости. Игра «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. Отметить на координатной плоскости каждую точку, и соединить ее отрезком с предыдущей. Результат – определенный рисунок. Игра «Морской бой» также знакомит с системой координат. И т.д.
Мозговая атака – это одномоментный обмен мнениями группы людей, находящихся в одной комнате. Этот прием работает на той основе, что идеи всех присутствующих одинаково хороши, и ничья идея не может быть лучше других.