ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
1. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Ведущие виды деятельности, психологические новообразования раннего возраста \отечественный подход, зарубежные концепции\.. Кризис 3-х лет. Особенности психологической помощи в этом возрасте ребенку и рекомендации родителям.
2. Проследите развитие принципа природосообразности обучения и воспитания в истории педагогики. Покажите единство и различие в понимании этого принципа. Продемонстрируйте на примере необходимость использования его в современной практике образования.
1.
Это период от 1 до 3 лет. Характеризуется совместной предметной деятельностью ребёнка и взрослого. Использование и объяснение правильности употребления того или иного предмета.
Ведущие виды деятельности, психологические новообразования раннего возраста /отечественный подход, зарубежные концепции/.
Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Предмет становится не просто объектом, а вещью с определенным назначением и способом употребления. Воспроизводит группирование предметов по цвету, форме, величине. Понимает значение своей деятельности, сезонные изменения, особенности домашних животных, их повадки. Применяет обследовательские действия, несложное конструирование.
По Мухиной: Ранний возраст (1 до 3 лет) - основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности.
По Эриксону: автономность – стыд, сомнение. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если ему позволяют делать все самому, у него появляется уверенность, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
По Фрейду: Анальная стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.
По Пиаже: от 2 до 7 лет – стадия операционального мышления. Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей).
По Лисиной: от 6 мес. до 5 лет – ситуативно-деловое общение.
Восприятие: Выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составление на основе их определенного образа; соотнесение этих образов с предметами окружающего мира. Делит предметы на классы: куклы, машины и т.д.
Мышление: из наглядно-действенного (форма, цвет) в наглядно-образное (существенные и несущественные признаки).
Память: развивается оперативная память.
Речь: предметы называются своими именами. В 1,5 года – 30-100 слов; в 2 года – 300 слов; в 3 года – 1200-1500 слов.
Кризис 3-х лет. Проявления.
Негативизм: не делает, потому что не хочет, или потому что попросили сделать
Упрямство: настаивает на своем, желание утвердится в своей взрослости.
Обесценивание: привычек, действий, предметов, людей.
Своеволие – Я сам!
Протест-бунт: частые ссоры с родителями.
Деспотизм: диктует всем членам семьи как себя вести и требует чтобы все выполняли.
Особенности психологической помощи в этом возрасте ребенку и рекомендации родителям.
Главные направления усилий по активизации речи ребенка:
1)обратить внимание на типичные интересы ребенка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой);
2) обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения;
3)необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша рассказом;
4)рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки;
5)стимулировать стремление ребенка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).
Для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Кризисные проявления: Если ребенок осознает, что может сделать что-либо сам, родители не должны критически относиться к этому, а позволить ему проявить самостоятельность.
2.
Я.А. Коменский как главный разработчик принципа природосообразности: в чем суть принципа природосообразности и почему он является основой, фундаментом обучения и воспитания? Понимание принципа природосообразности в трудах Ж.- Ж. Руссо: принцип природосообразности и теория «естественного и свободного воспитания». Реализация принципа природосообразности в педагогической деятельности И.Г. Песталоцци: идея активности в обучении.
Принцип природосообразности как критерий эффективности обучения и свободного развития ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром. Возможно ли рассматривать природосообразность как самостоятельную категорию? Приведите примеры из школьной практики, где процессы обучения и воспитания строятся с учетом этого основополагающего принципа.
В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" сформулировал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и "основоположения" обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.
Приведем пример принципа, обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принцип взят автором "из природы", а также "из человеческого ремесла" и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов - все это рождается только от корня ... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей ... Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика.
Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей.Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе. Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени». Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.3. - М., 1961-1965. - С. 228-229. «Независимо от сословия положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков
Первое правило метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».
Второе правило: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость отделять наблюдаемое явление от теорий о нем.
Третье правило призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?» - восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.Четвертое правило: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».
Пятое правило призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям": «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!». Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.