- 1. Общая характеристика памяти. Виды памяти. Основные закономерности запоминания. Механизмы функционирования и развития произвольной памяти. Методы диагностики памяти в практики консультирования школьного психолога. Диагностика нарушений памяти. Практические сферы применения.
Общая характеристика памяти. Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности и его связь с прошлым опытом.
Процессы в памяти: запоминание (непроизвольное и произвольное); сохранение (кратковременное и долговременное); воспроизведение (произвольное и непроизвольное)– воссоздание образа предмета, воспринимаемого нами ранее, происходит после восприятия; узнавание – в момент восприятия, данный объект уже введен в мозг; забывание (абсолютное и временное)– невозможность восстановить ранее введенную информацию, без подкрепления, вследствие угасательного торможения.
Свойства памяти: объем (количество хранящейся информации), быстрота (скорость обработки и использования информации), точность (способность качественно и точно отражать содержание информации, которую запомнил), прочность (время хранения информации до её забывания).
Ведущими видом памяти может быть: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Виды памяти.
По характеру психической активности: образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая;
По продолжительности сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная;
По участию воли в процессе запоминания: произвольная, непроизвольная;
По способу заучивания: механическая, смысловая.
Важную роль в процессе памяти играют Ассоциации — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Виды ассоциаций: по смежности в пространстве или времени (стол-стул); по сходству (яблоко-груша); по контрасту (день-ночь).
Основные закономерности запоминания.
1) «Эффект края»; 2) Повторение; 3) Осмысление и установка на дальнейшее использование материала; 4) Простота и эмоциональность информации; 5) Редкие, странные и интересные события; 6) Перекрытие старой информации новой; 7)
Механизмы функционирования и развития произвольной памяти.
Мгновенная память – процессы, происходящие в рецепторах, информация хранится до нескольких секунд→Кратковременная память – циклическое вращение импульсов в нейронных цепях, от нескольких секунд, до нескольких минут→ Оперативная память – запоминание важных моментов из кратковременной памяти (важность информации, эмоциональность, яркость и т.д.), от неск. минут до суток (от пробуждения до сна)→ Долговременная память – важная часть оперативной памяти сохраняется на длительное время, осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот.
Таламус отфильтровывает лишнюю информацию, гиппокамп усиливает запоминание событий имеющих биологически важное значение.
В первые годы жизни у ребенка преобладает непроизвольная память. Произвольная начинает доминировать в процессе обучения. В дошкольном возрасте преобладает механическая память, которая замещается со временем логической. Параллельно развивается непосредственное запоминание, которое со временем превращается в опосредованное, т.е. использование мышления и мнемонических действий.
Методы диагностики памяти в практике консультирования школьного психолога. Диагностика нарушений памяти.
Нарушения памяти: Гипомнезия – ослабление; парамнезии – «знаком» с незнакомыми объектами; амнезии – потеря (ретроградная - предшествующие события, антероградная – несохранение новых событий, фиксационная – незапоминание текущих событий, прогрессирующая – распад памяти); гипермнезия – обострение, по сравнению с нормальными показателями.
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – диагностика непроизвольного внимания (объем кратковременной памяти, эффективность долговременной – через некоторое время, динамика запоминания и её оценка).
«Пиктограмма» - запоминание слова с помощью картинок – диагностика опосредованного внимания, ассоциативная (Такая же Леонтьева).
Практические сферы применения.
Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми.