ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. Новообразования в познавательной и личностной сферах. Отечественный подход, зарубежные концепции. Кризис 7-лет. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника.

2. Разработайте систему диагностических методов, которую возможно и целесообразно использовать при изучении микроклимата в детском коллективе, самочувствия каждого из его членов. Обоснуйте выбор этих методов и охарактеризуйте условия применения.

1.

Возраст от 3 до 6-7 лет. Ребенок выходит за пределы семьи и входит в мир взрослых с определенными законами и правилами (поликлиника, магазин, детский сад).

Новообразования в познавательной и личностной сферах /отечественный подход, зарубежные концепции/.

Основной вид деятельности – игра. В игре ребенок воспроизводит основные виды деятельности человека, отношения.

Младшие дошкольники играют одни и функции игры – предметно-манипулятивные и конструктивные.

Средние дошкольники играют со сверстниками. Сюжетно-ролевые игры носят характер воспроизведения общения людей.

У старших дошкольников сюжетно-ролевые игры разнообразны ролями, темами, правилами, действиями.

По Мухиной: - период владения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается тонкой рефлексии на другого человека, интенсивно развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную стороны обособления. Малыш дошкольного возраста учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения. Ребенок начинает приобретать интерес к половым различиям, что содействует развития половой идентификации. Весь период с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В этом возрасте самосознание ребенка развивается на столько, что это дает право говорить о детской личности.

По Эриксону: Инициатива- вина. Это такой период, когда появляется совесть. Ребенок изучает и действует в собственном мире, насколько это возможно без переживания чувства вины.

По Пиаже: от 2 до 7 лет – стадия операционального мышления. Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей).

По Фрейду: Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций и ребенок пытается понять что хорошо, а что плохо.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий. Обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируется настойчивость, умение преодолевать трудности, сотрудничества, соревнования, чувство долга перед товарищами).

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника, которая свидетельствует о готовности ребенка к школе.

Мышление: 1) Совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) Начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи.

Внимание: Непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами и действиями, событиями и людьми.

Память: от произвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

Воображение: в первой половине дошк. возраста преобладает репродуктивное, затем перерастает в творческое.

Речь: развитие звуковой речи, растет словарный запас, развивается грамматический строй речи, появляется осознание словесного состава речи.

Личностное развитие: самосознание, самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, эмоционально-волевая сфера.

Кризис 7 лет. На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника.

Психологическая готовность к школе – высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Интеллектуальная – 1) Ориентировка в окружающем мире; 2) Запас знаний; 3) развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнивание, классификация); 4) Развитие различных видов памяти (слуховая, образная, механическая); 5) Развитие произвольного внимания.

Мотивационная – ребенок идет в школу потому что там интересно и он хочет много знать.

Волевая готовность – постановка цели, принятие решения, умение наметить и выполнить план действий, проявление усилий в преодолении препятствий, оценка результатов своих действий.

Пути преодолении кризиса 7 лет:

  Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

  Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.

  Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

  Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

  Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

  Отвечайте на вопросы ребенка. Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.

  Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.

  Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
Соблюдайте культуру диалога.

2.

Понятие «коллектив». Подходы к разработке проблемы коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, и др.) Основные функции коллектива. Коллектив как сфера жизнедеятельности человека, сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации, сфера общения и тд. Признаки и динамика развития коллектива. Принципы функционирования коллектива. Коллектив и группа.  Критерии и показатели уровня  развития коллектива. Микроклимат в детском коллективе. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. Выявление межличностных отношений в коллективе ( методика «Социометрия»)  Проблемы организации и функционирования коллектива в современной школе.

Развитие личности во многом зависит от уровня развития коллектива и от сложившихся в нем отношений.

До сих пор в педагогической и психологической науке существует 2 подхода к коллективу как средству воспитания ребенка:

  • коллектив – это средство подавления индивидуальности
  • коллектив – это средство и база накопления детьми позитивного социального опыта

 

Коллектив – это группа детей, объединенная общей общественно-значимой целью и совместной деятельностью (идеи коллектива разрабатывали Макаренко, Сухомлинский, Шацкий).

Коллектив реализует 3 функции: организационная, воспитательная, стимулирующая.

Для того, чтобы функционировал коллектив и ребенок себя в нем комфортно чувствовал, необходимо создать комфортные условия, в которых он сможет себя реализовать. Для изучения комфортности применяется методика Социометрия.

Коллектив в своем формировании проходит несколько стадий. Педагогу-психологу их надо знать, чтобы определять уровень развития коллектива.

ü Группа-конгломерат (например, летний лагерь в начале потока);

ü Группа-ассоциация (совместная жизнедеятельность есть);

ü Группа-кооперация (высокий уровень групповой подготовленности, общение носит деловой характер. Например, пед состав одного факультета);

ü Группа-автономия (высокий уровень единства, «моя группа»);

ü Группа-коллектив (есть групповое взаимодействие).

Создать бесплатный сайт с uCoz