ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
1. Диагностика психолого-педагогической готовности ребёнка к школьному обучению. Уровни психологической готовности ребенка к школе. Психолого-педагогическая помощь на этапе подготовки к школе.
2. Составьте перечень требований к знаниям и умениям педагога, чтобы его деятельность была эффективна, способствовала личностному развитию учащихся.
1.
Экспресс - методики готовности ребенка к школе составляет психолог школы, в которую пойдет ребенок. Стандартизированных методик подготовки к школе нет.
1) Изучение внимания и памяти: Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Пиктограмма» - запоминание слова с помощью картинок.
2) Тест Бине и Симона – для измерения развития интеллекта с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.
3) Тест Керна – Йерасека — диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению. Включает в себя три субтеста: 1. Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития; 2. Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу; 3. Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы. По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному обучению.
4) И др.
Уровни психологической готовности ребенка к школе. Психолого-педагогическая помощь на этапе подготовки к школе.
Психологическая готовность к школе – высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.
Интеллектуальная – к 6-7 годам ребенок должен знать: 1) Ориентироваться в окружающем мире (свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных.); 2) Иметь запас знаний; 3) Развитие мыслительных процессов (обобщение, сравнивание, классификация - наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы); 4) Развитие различных видов памяти (слуховая, образная, механическая); 5) Развитие произвольного внимания.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Мотивационная – ребенок идет в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать.
Волевая готовность – постановка цели, принятие решения, умение наметить и выполнить план действий, проявление усилий в преодолении препятствий, оценка результатов своих действий.
2.
Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовность учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. Теоретическая готовность учителя. 1.Аналитические умения. 2.Прогностические умения. 3.Проективные умения. 4. Рефлексивные умения. Практическая готовность учителя. 1.Организационные (Мобилизационные умения, информационные умения, развивающие, ориентационные) 2.Коммуникативные (Перцептивные, умения организовывать ситуацию общения). Аналитические умения – это умение анализировать педагогические явления, диагностировать пед. явления сформулировать пед. задачу и найти оптимальные спосбы ее решения. Прогностические умения – эти явления связаны с умением управлять пед. процессом – поставить цели и задачи; – отбор методов для их достижения, примерная оценка предполагаемых затрат; – искизная проработка отдельных компонентов образовательного процесса. При этом учитель должен владеть такими методами как моделирование, выдвижение гипотиз. Мысленный эксперимент.
Проективные умения – уметь разработать проект образовательного процесса. Планирование содержание и видов деятельности учащихся. Определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными целями. Отбор методов, форм и средств пед. процесса в их оптимальном соотношении.
Рефлексивные умения – они имеют место при осуществлении контрольно оценочной деятельности, направленной на себя. Рефлексия – это особая форма теоретической деятельности направленная на осмысление и анализ собственных действий. Мобилизационные умения – это умения привлечения внимания учащихся и развитие устойчивого интереса к учебе это формирование потребности в знаниях. Это у учащихся активного самостоятельного творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Информационные умения – проявляются 1. умения доступно изложить материал с учетом возрастных особенностей и уровень подготовки учащихся; специфики предмета. 2. логически правильное построение и изложение учебного материала. 3. эффективное использование технических средств диагностики. 3. умение вовремя при необходимости изменить построение учебного материала. 4. умение добывать и прорабатывать информацию, перерабатывать с учетом поставленных целей.
Развивающие умения – умения создать условия для развития индивидуальных особенностей ученика; умения определить зону ближайшего развития. Ориентационные умения – они направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников. Коммуникативные. Перцептивные умения . Большую роль в организации пед. взаимодействия играет коммуникативное поведение пелагога. – это поведение педагогов в процессе общения с учащимся; это способ организации усвоенных индивидом речевых и невербальных средств общения. Коммуникативные умения представлены: - перцептивные умения они проявляются на начальном этапе общения и сводятся к наиболее общему умению понимать другого человека. Умения устанавливать индивидуальное своеобразие человека (к какому типу темперамент) умения по незначительным признакам улавливать состояние человека, умения правильно и адекватно интегрировать информацию полученную от ученика. -Умения организовывать ситуацию общения. –Умения создавать обстановку коллективного поиска.
- Умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке. А)обоснованно использовать методы театральной педагогики. (речевые умения(богатство речи, темп, тембр, красота) Б) владение невербальными средствами (мимика жесты) В) манера образ педагога, умения регулировать свое состояние. –Выбирать по отношению к классу и к конкретным ученикам подходящий способ и стиль общения (поведение). –Анализировать поступки учеников и видеть мотивы, которыми они руководствуются. Вывод: Организации коммуникативного поведения педагога – юто результат смысла поисковой, творческой, мотивационной, аналитической активности педагога помноженной на его значение, способности и технику.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.