ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Новообразования в познавательной и личностной сферах \отечественный подход, зарубежные концепции\. Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника.
2. Проведите сравнительный анализ понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности».
1.
Возраст 6-7 – 10-11 лет. Начало обучения в школе. Перестройка систем отношений. В дошкольном периоде «ребенок – ребенок», «ребенок – родители». Присоединяется «ребенок – учитель». Эта система определяет все остальные отношения. Оценка учителя влияет на отношение родителей и взаимоотношения с ровесниками. Появляется чувство личности. Основной вид деятельности – учебная деятельность.
Новообразования в познавательной и личностной сферах /отечественный подход, зарубежные концепции/.
По Мухиной: - ребенок представляет собой в известной степени личность; существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу»; достижения в учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.
По Фрейду: Латентная стадия характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
По Эриксону: трудолюбие – неполноценность. Трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. У ребенка может возникнуть чувство неполноценности, если от него ждут слишком много или слишком мало.
По Пиаже: Стадия конкретных операций. Возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Способность объединять предметы в классы. Операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Напр., физ. понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.
Память: ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развита механическая память, интенсивное формирование приемов запоминания от наиболее примитивных (повторение внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
Восприятие: от непроизвольного к целенаправленному, от анализирующего к синтезирующему (от перечисления предметов к интерпретации увиденного).
Мышление: наглядно-образное (представляет ситуацию и действует в своем воображении) переходит к словесно-логическому.
Воля: самоорганизация, планирование, самоконтроль, самооценка.
Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника.
2.
Категориальный аппарат педагогики как специфический «язык» науки. Общие категории (образование, обучение, воспитание), их содержание, взаимообусловленность и специфика. Особенности научно-понятийного аппарата педагогики. Образование как социальное явление, как процесс, как результат, как система. Соотношение понятий «обучение» и «развитие». Образование, обучение и воспитание: общее и различное.
Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
В законе «Об образовании» категория образование определяется как целостный процесс обучения и воспитания в интересах государства, общества, личности.
Образование – в педагогике рассматривается в 2х значениях:
v Это процесс развития личности, становление личности в педагогически организованных условиях
v Это система социальных институтов осуществляющая образование как педагогический процесс.
Образование это предмет педагогической науки.
Обучение. Категорию обучения большинство исследователей понимают как процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в результате которого осуществляется передача накопленного опыта (зун). Учитель выполняет несколько функций: преподает; руководит и управляет познавательной деятельностью учеников (субъект обучения – ребенок); создает условия для развития личности учащихся.
Воспитание – это одна из ведущих категорий педагогики. Употребляется в широком и узком смыслах:
- Ø Общественное явление, воздействие общества на личность. Воспитание=социализация.
- Ø Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
НО! Между процессами воспитания и социализации есть большая разница: социализация может быть либо целенаправленной, либо стихийной, а воспитание – только целенаправленное.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой в обществе системы ценностей.
В гуманистической педагогике [центром является человек] воспитание связывается с созданием условий для развития человека, его потенциальных возможносте й.
Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.