ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Кризис эго-идентичности  подростка \отечественный подход, зарубежные концепции\. Психолого-педагогическая помощь подростку. Рекомендации родителям, подросткам.

2. Определите методы обучения, которые активизируют познавательную и самообразовательную деятельность учащихся. Продемонстрируйте фрагмент урока (занятия с использованием одного из таких методов.

1.

Возраст 10-11 – 14-15 лет. Промежуток между детством и взрослостью. Изменения на физиологическом уровне, подражание взрослым, большее время общение со сверстниками, совместная деятельность.

Кризис эго-идентичности /отечественный подход, зарубежные концепции/.

По Мухиной: Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет) - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление идентифицировать себя с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. д. Дружба в отрочестве благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве.

По Фрейду: Генитальная стадия (12-I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм.

По Эриксону: тождественность – ролевой беспорядок. Психологически – стремление к независимости и одновременно зависимость от главных людей. Вступление в различные группировки «равных» для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении. Подражание кумирам.

По Пиаже: Стадия формальных операций. Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Психолого-педагогическая помощь подростку. Рекомендации родителям, подросткам.

Тяжелый кризис идентичности можно предотвратить разными способами:              1) Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели.

2) Взрослым: следует поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения; поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, которая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к обществу.

3)Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания — с возможностью испытать несколько приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информацию о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в которой они развиваются.

2.

Понятие метода обучения.   Классификация методов обучения: по источнику передачи знаний; по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); по степени проявления поискового характера деятельности (Ю.К. Бабанский); по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности (В.А. Онищук); эвристические методы обучения: их особенность и характеристика; метод проблемного изложения; исследовательский метод обучения, креативные методы обучения, метод проекта. Приведите примеры использования этих методов в процессе обучения.            

 

         Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика в ходе, которого осуществляется развитие личности посредством приобретенного ЗУН.

         Методы, активизирующие познавательную деятельность:

1) рассказ, 2) объяснение, 3) лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки, 4) беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах, 5) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого, 6) проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельно-поисковая деятельность учащихся с усвоение ими готовых выводов в науке; это процесс взаимодействия учения и преподавания, который ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учеников, 7) игра, 8) эвристический метод – частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

         Методы, активизирующие самообразовательную деятельность:

1)    работа с книгой, 2) метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, 3) соревновательный метод, 4) вовлечение в творческую деятельность, 5) работа над учебно-исследовательскими проектами.

Фрагмент занятия с использованием игрового метода

На уроке литературы разыграть по ролям отрывок из любого классического произведения. Раздать ученикам роли и предложить разыграть сценку. Для того, что бы правильно разыграть роль, ученику нужно не только знать содержание произведения, но и знать характер, особенности, привычки героя.

Создать бесплатный сайт с uCoz