ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

1. Общая характеристика проективных  методов диагностики; их преимущества и недостатки. Выявления личностных проблем проективными методами диагностики  у младших школьников, подростков, старшеклассников. Проективные критерии тревожности, агрессивности, проблем в значимых отношениях в вербальных и невербальных проективных методиках.

2. Покажите на примере (фрагмент занятия, взаимодействия) оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной формы организации обучения.

1.

В конце 30 начале 40 годов ХХ века появились проективные методы и стали сразу особенно популярны среди психологов и получили широкое распространение.

Проективные методики представляют собой специальные клинико-экспериментальные исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Проективные методики — тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин "проективные" был введен Л.Френком в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время (ассоциативный эксперимент К. Юнга, тест Г. Роршаха, ТАТ и др.)

Классификация:

Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков)

Интерпретативные — интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ));

Конструктивные — создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира);

Катартические (греч. katharsis — очищение) — выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра);

Аддитивные (методики дополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. ("Незавершенные предложения", ассоциативный тест Юнга);

Анализ продуктов творчества, в основном, рисования ("Дом. Дерево. Человек", "Несуществующее животное");

Изучение экспрессии — анализ почерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца);

Импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера).

Специфика проективных методик:

Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как "правильные" или "неправильные". Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности, а на личность в целом с её взаимоотношением с социальным окружением.

Недостатки: недостаточная стандартизованность данного типа исследований; субъективизм; качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации; ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но не величину этого отклонения; невозможно унифицировать и стандартизировать, ненадежны.

Выявление личностных проблем проективными методами диагностики у младших школьников, подростков, старшеклассников. Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и школьное окружение и др. В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия до трудностей в учебе.

  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» (Исследование сознательного и бессознательного) 

  Отечественный детский вариант теста рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. (Исследование фрустрации как психического состояния - обман, тщетное ожидание, расстройство).

 Рисунок семьи (восприятия и переживания ребенком отношений в семье).

 Проективная методика "Три дерева".

 ТАТ для подростков

  Тест "Несуществующее животное"  

  Тест «Рука» (Выявить многие пове­денческие тенденции человека на основании его индивидуально­го восприятия).

Проективные критерии тревожности, агрессивности, проблем в значимых отношениях в вербальных и невербальных проективных методиках.

Для исследования тревожности у детей и подростков используются такие проективные методы, как цветовой тест Люшера в модификации Л.Н., проективная методика для диагностики школьной тревожности, рисуночные тесты и пр.

 Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Он позволяет оценить вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении, а также другие особенности личности.

Рисунок семьи - восприятия и переживания ребенком отношений в семье.

2.

Понятие форм обучения. Форма обучения и форма организации обучения. Особенности и характеристика коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения. Достоинства и недостатки коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения. Покажите на примере оптимальное сочетание этих форм в процессе обучения (воспитания).

Создать бесплатный сайт с uCoz