ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Понятие общения в социальной психологии. Социально-психологическая структура общения. Функции общения. Проблемы общения в разных возрастных периодах. Рекомендации родителям, подросткам, старшеклассникам по построению оптимального общения.
2. Определите критерии, по которым можно судить о высоком уровне педагогической культуры учителя. Аргументируйте свой ответ.
1.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
По целям: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По средствам: непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.); опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Психологи выделяют восемь основных целей общения:
• контактная - "установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения";
• информационный обмен сообщениями - прием и передача сведений, информации;
• побудительная стимуляция - склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;
• координационная - взаимное ориентирование при совместной деятельности;
• понимание;
• эмотивное возбуждение - обмен эмоциями;
* установление отношений;
• оказание влияния.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника); перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
1) Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
КАК? (осуществляется передача) – Канал
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Виды коммуникации: вербальная – речь. Структура речи:
* значение и смысл слов, правильность построения фразы;
* темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи, (наиболее привлекательная - плавная, спокойная, размеренная);
* характерные специфические звуки: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание), нулевые звуки – паузы.
невербальная: кинетику (жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).
2) Интеракция - характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.
Взаимодействия делятся на два противоположных вида: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт, приспособленчество и оппозиция, ассоциации и диссоциации. 1 тип взаимоотношений связан с выстраиванием отношений, а 2 тип – с разрушением.
3) Перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются: идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления; эмпатия понимание переживаний и чувств познаваемого человека, рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, обратная связь.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1) Социальные а) Организация совместной деятельности б) Управление поведением и деятельностью в) Контроль 2) Психологические: а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении в) Функция самоутверждения 3) Инструментальные - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Проблемы общения в разных возрастных периодах.
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятость; неправильное отношение друг к другу; отсутствие внимания и интереса к другому; пренебрежение фактами.
Рекомендации родителям, подросткам, старшеклассникам по построению оптимального общения.
2.
Общая и педагогическая культура. Педагогическая культура как основополагающая характеристика личности, деятельности и педагогического общения учителя. Показатели педагогической культуры: гуманистическая педагогическая позиция; психолого-педагогическая компетентность; владение педагогическими технологиями; опыт творческой деятельности; культура профессионального поведения.
Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
Компоненты педагогической культуры учителя:
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.
- Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
- Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
- Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.
- гуманистическая педагогическая позиция
- психолого-педагогическая компетентность
- владение педагогическими технологиями
- опыт творческой деятельности
- культура профессионального поведения.
- Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
- Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
- Педагогическое мастерство
- Установка на постоянное самосовершенствование.
- Культура поведения и общения, педагогический такт.
- Личностная самостоятельность учителя.
- Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
- Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.[4]