ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
1. Конфликт: функции, структура, динамика. Характеристика стилей поведения в конфликте. Технологии разрешения конфликтов в практике школьного психолога.
2. Покажите на примерах, в чем состоит преимущество принципов личностно-ориентированной системы по сравнению с традиционной.
1.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов взаимодействия. Разделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
3 группы пед. конфликтов: 1) Мотивационные - м/у педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. (возникают неприязнь, противостояние, даже борьба). 2) Конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. 3) «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек; «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера; между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка; «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.
Внутриличностные конфликты: отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Чаще всего это ролевой конфликт: Если роль выше возможностей «Я»- неуверенность, переутомление; Если роль ниже возможностей «Я» - различные виды разрешения конфликта: * объективное изменение ситуации, начинает доказывать учебой и делами, что он достоин большего; * не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет её для себя, отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли; * конфликт между ролью и «Я» подавляется, но вымещается злоба на близких и подчиненных; * «рационализация» - уверение себя и других, что делает по собственному желанию; * не имея возможности получить необходимую роль, ведет себя противоположно; * несоответствие роли вызывает гнев на себя, считает себя неудачником.
Функции: конструктивные – регуляция поведения, разрядка напряжения, «оздоровление» отношений, повышение продуктивности совместной деятельности и деструктивные – большие эмоц. затраты, ухудшение социально-психологического климата и дисциплины, замедление темпов экономического, духовного и социального развития, разрушение соц. связей.
Структура: предмет – противоречие, в котором проявляется проблема, являющаяся основой конфликта; объект – вопрос обсуждения; участники – противодействующие стороны; психологические аспекты – мотивы и устремления сторон, стратегии и техники поведения, особенности восприятия ситуации конфликта его участниками.
Динамика: Предконфликт – возникновение конфликтной ситуации; Конфликт – инцидент, эскалация, кульминация; Завершение конфликта – переход от конфликтного взаимодействия к поиску решения проблемы и завершению конфликта; Постконфликт - горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение, опыт.
Характеристика стилей поведения в конфликте.
Избегание – игнорирование, уход от конфликта; Соперничество – удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы других; Приспособление – уступчивость, вплоть до полной капитуляции; Компромисс – взаимные уступки сторон; Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон.
Технологии разрешения конфликтов в практике школьного психолога.
Необходимым условием эффективного взаимодействия педагога-психолога на возникший конфликт является тщательный анализ причин, мотивов, приведших к созданию такой ситуации, вероятных исходов межличностного столкновения. Одно из необходимых условий – учет возрастных особенностей.
Игровые методы разрешения конфликтов
1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.
2. Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека.
3. Метод логического анализа. Человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.
Посредничество в конфликте. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
2.
Понятие объективных и субъективных факторов развития личности. Традиционная система: приоритет роли объективных условий, игнорирование учета личностных особенностей, воспитание как внешнее воздействие, субъект-объектные отношения, обезличивание как результат системы обучения и воспитания, ориентация на «среднего ученика» и тд.
Новая цель воспитания как необходимость базового образования и культуры для создания условий развития творческой личности. Принципы организации и проведения образовательного процесса как активного взаимодействия учителя и учащихся с ориентацией на приоритет личности учащегося: принцип самодеятельности, принцип самоорганизации, принцип развития, принцип взаимодействия, принцип ролевого участия, принцип ответственности и тд.
Покажите на примерах достоинства личностно-ориентированной системы по сравнению с традиционной (приведите примеры из практики).
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
ПРИМЕР