- Общая характеристика мышления. Виды мышления, мыслительные операции. Понятие интеллекта, виды интеллекта. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Диагностика мышления в практике консультирования школьного психолога. Тесты диагностики интеллекта: возможности и ограничения. Практика применения
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Главные особенности протекания процесса мышления: 1) Обобщенное и опосредованное отражение действительности. 2) Связь с практической деятельностью. 3) Неразрывная связь с речью. 4) Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
Свойства мышления:
- Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
- Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
- Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
- Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
- Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
- Комплексный характер. Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления.
- Целенаправленность. Способность не откланяться в сторону от намеченной цели в процессе мышления.
- Широта. Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности.
- Интуитивный характер. Способность решать задачи при недостатке исходных данных.
- Экономичность. Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Виды мышления, мыслительные операции.
По характеру решаемых задач: Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
По форме (этапы в процессе онтогенеза):
Наглядно-действенное – Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. (1-3 года).
Наглядно-образное – функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа, мышление в виде наглядных образов и представлений (4–7 лет и до взрослого).
Образное – образы зрительные, слуховые (у художников, музыкантов, писателей).
Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
По уровню новизны и оригинальности:
Продуктивное или творческое– это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Репродуктивное или шаблонное – это воспроизводящее мышление.
По степени развернутости:
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Основными формами мышления являются понятия (общие существенные признаки), суждения (отражение связей между предметами и явлениями) и умозаключения (связь между понятиями и суждениями).
Мыслительные операции: Сравнение – вскрытие сходства и различия между вещами. Анализ - мыслительное расчленение объекта на составляющие его части с последующим сравнением. Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Конкретизация – операция обратная обобщению.
Этапы решения мыслительных задач: Возникновение и осознание проблемной ситуации→Постановка задачи→Генерация вариантов решения задачи→Оценка каждого варианта в рамках существующих критериев допустимости→Нахождение оптимального варианта решения→Устранение проблемной ситуации. У человека не всегда прослеживаются все эти стадии.
Понятие интеллекта, виды интеллекта.
Интеллект – совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности; все познавательные функции индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Лингвистический интеллект - способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист). Музыкальный интеллект - способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор). Логико-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый). Пространственный интеллект - способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург). Телесно-кинестезический интеллект - способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). Эмоциональный (Личностный) интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно, - это Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель); Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Стадия сенсомоторного интеллекта (1-2 года) – развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. Ребенок становится субъектом – выделяет себя из окружающего мира.
Стадия операционного мышления (2-7 лет) – развитие речи, активизация процесса интериоризации внешних действий, развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиции других людей).
Стадия конкретных операций (7-8 до 11-12 лет) – возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Способность объединять предметы в классы.
Стадия формальных операций (12-15 и далее) – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.
Диагностика мышления в практике консультирования школьного психолога. Тесты диагностики интеллекта: возможности и ограничения. Практика применения.
Тест Бине и Симона – оценивает интеллектуальное развитие ребенка.
Тест Векслера – оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.
Диагностика мышления: у младших школьников (оценка образного мышления и логическое мышление) - 1) определение понятий, выявление причин, выявления сходств и различий в объектах; 2) умение считать в уме; 3) матрица Равена.
У подростков – 1) логико-количественные отношения; 2) тест Айзенка (уровень развития лингвистического мышления); 3) тест Беннета оценка уровня развития технического мышления.
Тесты диагностики интеллекта: у младших школьников – Гудинаф-Хариса.
У подростков – ШТУР (школьный тест умственного развития).
Тест Стэнфорд-Бине.