ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
1. Социализация как социально-психологическое явление. Этапы и институты социализации. Факторы, определяющие социализацию. Психологическое сопровождение социализации школьника.
2. Определите технологии, относящиеся к группе активизирующих познавательную деятельность детей. Представьте фрагмент занятия, с использованием одной из таких технологий.
1.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Уровни социализации: Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.
Этапы и институты социализации.
По Выготскому: Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказывается связанными друг с другом. Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.
Теория Фрейда основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. (Личность по Фрейду).
Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. (Стадии по Пиаже).
Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса, даже если он разрешается не полностью. (Стадии по Эриксону).
Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья, детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.
На послетрудовой стадии социализации, являются различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.
Факторы, определяющие социализацию: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Психологическое сопровождении социализации школьника.
Принцип сопровождения – это и возможность школьниками самостоятельных личностных выборов. Задача педагога-психолога – создать условия, где ребёнок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, пути самореализации и самоутверждения. Показать альтернативные пути и научит ими пользоваться – смысл психологического сопровождения. А право выбора, принятия – за школьником.
2.
Педагогическая технология как последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология как алгоритм реализации педагогической концепции.
Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Проблемное обучение как «тип развивающего обучения» (М.И. Махмутов, М.А. Матюшкин).
Основные функции и признаки проблемного обучения. Виды и уровни проблемного обучения. Этапы проблемного обучения. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Организация проблемного обучения. Требования к учителю, реализующему технологию проблемного обучения.