ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
1. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание. Типы родительско-детских отношений. Психологическая помощь в оптимизации этих отношений. Рекомендации родителям.
2. Проанализируйте теории развивающего обучения. Определите основную его идею, функции учителя в системе такого обучения и возможность (необходимость) его использования в практике современной школы.
1.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Функции семьи – способы проявления её активности, отдельных членов или всей семьи: 1) Регулирование сексуальных отношений; 2) Воспроизведение населения; 3) Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речи, контролируют их действия; 4) Забота и защита, опека (старики, инвалиды, младенцы), соц. безопасность (одежда, пища), эмоциональная поддержка; 5) Социальное самоопределение: получение ФИО, права распоряжаться наследством и жилищем, принадлежность к тому же классу, расе,
этносу, религиозной группе, что и родительская семья; 6) Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 7) Первичный социальный контроль – моральная регламентация членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения.
Типы родительско - детских отношений. 4 типа: Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля), Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля), Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля), Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
Психологическая помощь в оптимизации этих отношений. Рекомендации родителям.
Диагностика родительско-детских отношений в младшем школьном возрасте:
"Тест-опросник родительского отношения"; "АСВ (анализ семейного воспитания)"; "Оценка психологического состояния младших школьников".
Подростковый возраст: "Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина», "Опросник Басса-Дарки".
Типичные ошибки в семейном воспитании: 1) Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям «Беби», «Заместитель мужа» – чувство страха, тревоги, возбудимость и неустойчивость. 2) Гиперопёка – зависимость, неуверенность в себе, трудности в самостоятельном принятии решений, тревожность, неврозы. 3) Непринятие индивидуальности, эмоциональное непринятие детей, порицания, угрозы, физические наказания, отсутствие нежности и ласки – неврозы, тревожность, чувство страха. 4) Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни ребенка (в детстве брошен, а затем гиперопёка). 5) Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и др. членов семьи из-за разногласий и непоследовательность воспитания, противоречивость у каждого из родителей. 6) Неустойчивость в отношении с детьми (повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность). 7) Тревожность в воспитании (постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений). 8) Ребенок «козел отпущения» во внешне бесконфликтных, но нестабильных семьях.
2.
Понятие о развивающем обучении. Истоки развивающего обучения (идеи Сократа, И.Г. Песталоцци и др.). Учение Л.С. Выготского о двух зонах развития: зона ближайшего развития, зона актуального развития. Дидактическая система Л.В. Занкова. Цель и содержание обучения. Дидактические принципы. Особенности обучения по системе Л.В. Занкова. Обучение как сотворчество учителя и учащихся.
Концепция содержательного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Развитие интеллектуальной сферы школьника. Приоритет поисковой творческой деятельности. Теории развивающего обучения: достоинства и возможности использования в практике современной школы.
Идеи развития ребенка прослеживались в трудах Руссо, Песталоция и т. д. Большое внимание уделено в трудах Ушинского, Каптерева и т. д.
Большой вклад в теоретическое соотношение развития внесли отечественные психологи Выготский, обучение движущая сила развития.
Зоны развития:
Зона актуального развития Зона ближайшего развития
Концепция Занкова - направлена на общее психическое развитие. Концепция Эльконина, Давыдова — на личностное развитие. Гальперина, Талызиной — поэтапное формирование умственных действий.
Концепция Занкова — разрабатывает систему при которой бы достигался гораздо высокий уровень развития школьника чем при обучении по традиционной методике. Эта система разрабатывалась в 50-е годы и получила широкое распространение.
Занков пытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся.
При этом широко использовались методы психологического развития ребенка. Он пришел к выводам:
1) ведущая роль принадлежит обучению развития (изменения построения обучения ведет к изменению психологического обмена ученика);
2) обучение не действует прямолинейно , а преломляется через внутренние особенности ребенка (каждый ребенок под влиянием одной и той же формы по разному достигает уровней развития).
Цель теории — общее психологическое развитие (мышление, ум, воля, чувства — как основы для усвоения знаний, умений, навыков).
Ребенок рассматривается как полноценная личность со своими интересами, который пришел не только получить знания, но и продвинуться в развитии.
Принципы:
- Обучение на высоком уровне трудности (ориентация на зону ближайшего развития, стимулируется мышление школьника, но соблюдать нужно меру).
- Быстрый темп в изучении программного материала (отказ от однообразного повторения) каждый урок должен быть обогащен чем-то новым. Необходимость дифференцирования методики т. к. одни и те же вопросы программы ученики могут проходить с различной глубиной.
- Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, необходимым для развития мышления.
- Осознание школьниками процесса учения (осознание зачем?).
- Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся (ориентация на каждого).
Содержание — в концепции Занкова меняется подход. Содержание многоплановое, обучение проходит за счет:
а) включения в учебный план; естествознания, географии, биологии (темы, термины, понятия, разделы).
б) за счет обогащения общепринятых предметов.
в) изменение соотношения значимости к «главный» и не «главный» предмет (каждый предмет развивает, а поэтому нет не «главных» предметов).
г) за счет увеличения знаний полученных под руководством учителя вне школы (экскурсии, походы и т. д.).
д) привнесение в ход урока самостоятельных жизненных наблюдений, использование личностного опыта учеников.
Формы — они в системе Занкова весьма разнообразны, (формы остаются, но меняется содержание этого урока) на уроке больше говорят ученики. Большое внимание экскурсии.
Методы — они многогранны, вариативны. Показателем результативности является «как ребенок продвинулся в своем развитии». Оценка не носит стимулирующей роли. В ходе такого обучения ребенок приобретает криативность, способность к рефлексии, он в большей степени тяготит к умственной деятельности, развиваются эмоционально-волевые качества у ребенка.
Концепция Эльконин-Давыдов.
1) развивающее обучение понимается не только как интеллектуальное, но и как личностное развитие.
2) Цель такого обучения овладеть способами решения задач. При этом акцент делается на развитие личности.
3) Поэтому упор делается на поисковую творческую деятельность.
Этапы поисковой деятельности состоят из 3-х блоков:
постановка учебной совместное организация
задачи решение с учеником оценки
Стиль учебного сотрудничества от мягкого доверительного до жестко требовательного (не ведет за собой ученика учитель, а помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ее решению. В такой системе предпочтение отдается полилогу (коллективный диалог).
Обучение опирается на познавательную мотивацию деятельности, что способствует интеллектуальному развитию школьника.
Цель такого обучения воспитать из ученика субъект жизни, т. е. человека способного ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные способы решения.