ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
1. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассника. Классификации профессий. Теории профессионального самоопределения.
2. Определите критерии, по которым можно судить о высоком уровне коммуникативной культуры педагога. Аргументируйте свой ответ.
1.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. [3, стр. 34] По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. [2. стр. 57]
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. [14, стр 50]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [1, стр. 56]
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :
- Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
- Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии; Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. [11, стр. 167]
«Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..
1) Позиция старших членов семьи.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
4) Личные профессиональные планы.
5) Способности.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):
1. "Человек - живая природа" (П)
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т)
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3. "Человек - человек" (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система" (3)
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5. "Человек - художественный образ" (X)
Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
Теории профессионального развития
Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.
Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.
В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.
Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).
В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).
Согласно теории профессионального развития Д. Съюпе-ра, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.
Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.
В западной культуре можно выделить б типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии
Треугольник профориентации К.К.Платонова
В смежных углах обозначены формы профориентации.
профинформация
профконсуль- / личности Ny профотбор
тация
профинформация — предполагает ознакомление с
различными видами профессионального труда, социально-экономическими и
психофизиологическими условиями выбора профессии.
Основой (источником) профинформационной работы является профессиография
— это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения
требований, предъявляемых ими к человеку.
Профотбор –
Профконсультация -
2.
Коммуникативная культура и коммуникативное поведение педагога как важный инструмент реализации педагогической технологии, как способ организации усвоенных индивидом речевых и невербальных средств общения. Поведение педагога в процессе общения с учащимися: барьеры общения, позиции в общении. Технология и механизмы общения. «язык действий» учителя на уроке. Педагогические «подтексты» речи и поведения. Роль монолога и диалога во взаимодействии с учащимися. Вариативность общения учителя на уроке. Стили педагогического общения: авторитарный, либеральный, демократический. Владение педагогической техникой: выбор стиля, тона, темпа; владение словом; управление своим телом; регулирование своего психического состояния.
Большую роль в организации пед. взаимодействия играет коммуникативное поведение педагога. – это поведение педагогов в процессе общения с учащимся; это способ организации усвоенных индивидом речевых и невербальных средств общения. Коммуникативные умения представлены: - перцептивные умения они проявляются на начальном этапе общения и сводятся к наиболее общему умению понимать другого человека. Умения устанавливать индивидуальное своеобразие человека (к какому типу темперамент) умения по незначительным признакам улавливать состояние человека, умения правильно и адекватно интегрировать информацию полученную от ученика. -Умения организовывать ситуацию общения. –Умения создавать обстановку коллективного поиска.
- Умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке. А)обоснованно использовать методы театральной педагогики. (речевые умения(богатство речи, темп, тембр, красота) Б) владение невербальными средствами (мимика жесты) В) манера образ педагога, умения регулировать свое состояние. –Выбирать по отношению к классу и к конкретным ученикам подходящий способ и стиль общения (поведение). –Анализировать поступки учеников и видеть мотивы, которыми они руководствуются. Вывод: Организации коммуникативного поведения педагога – это результат смысла поисковой, творческой, мотивационной, аналитической активности педагога помноженной на его значение, способности и технику.