ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26

1. Психологическое консультирование как вид отношений, как концепции   воздействия.  Цели и задачи психологического консультирования. Принципы построения контакта с клиентом в русле гуманистического подхода. Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.

2. Проанализируйте 3 подхода (традиционный, развивающий и личностно-ориентированный) и дайте оценку практике современного образования.

1.

Консультирование как вид отношений помощи.

    Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения (Rogers, 1957). Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи.

    Сейчас будет достаточно отметить, что эти предлагаемые консультантами характеристики - иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) условиями» - следующие: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Также реализовать отношения помощи можно посредством «активного слушания» или «слушания в сочетании с вознаграждением». Большинство специалистов, рассматривающих консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являются приверженцами теории и практики личностно-центрированного консультирования.

 

Консультирование как репертуар воздействий.

    Большинство консультантов не считают использование отношений помощи достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения. Поэтому многие специалисты вынуждены использовать определенный репертуар воздействий в дополнение к отношениям помощи. Альтернативой воздействиям являются методы консультирования и стратегии помощи. Консультанты, имеющие репертуары воздействий, должны определить, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам, и какова вероятность успеха. Репертуары воздействий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию: например, консультанты-психоаналитики используют психоаналитические воздействия, специалисты в области рационально-эмотивного поведенческого консультирования прибегают к рационально-эмотивным поведенческим воздействиям, а гештальт-консультанты применяют гештальт-воздействия. Некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях. Корсини идет даже дальше и пишет: «Я убедился, что в психотерапии имеет значение, кто делает, как и кому, кто-как- кому  фактор» (Corsini, 1989, р. 10). Корсини предполагает, что наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент.

 

 

Цели и задачи психологического консультирования

Несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

 

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

 

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

 

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

 

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

 

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи. Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании

 

Индивидуальное психологическое консультирование. Основное отличие индивидуального психологического консультирования от всех других форм работы консультанта в том, что оно полностью сосредоточено на уникальности клиента. Естественно, что консультант, специализирующийся в области индивидуального психологического консультирования, не может абстрагироваться от факторов, влияющих на личность клиента, но он учитывает их как контекст уникальности человека, обратившегося за помощью. В отличие от группового и семейного консультирования здесь работа ведется только с тем, кто обратился за помощью.

 

У данного вида работы есть как «сильные», так и «слабые» стороны.

 

Преимущество индивидуального психологического консультирования, в первую очередь, состоит в том, что предметом работы является один человек, его уникальный внутренний мир. Именно это позволяет сосредоточиться только на присущих этой личности особенностях ее внутренней жизни, увидеть тот невидимый другими людьми экзистенциальный сценарий, по которому живет только данный человек.

 

В частности, если сравнивать его с групповым, то индивидуальное консультирование имеет преимущество, заключающееся в том, что клиент получает полное внимание консультанта, ему обеспечена максимальная психологическая безопасность, включая соблюдение конфиденциальности.

 

Эксклюзивность ситуации задает и характер направления работы, выбора психологического инструментария, специфики его использования и т. п. Здесь специалист помогает клиенту ответить на такие экзистенциальные вопросы как: «Кто я?» (открыть уникальность своей личности, обнаружить неизведанные ресурсы внутреннего мира и т. п.), «Куда ведут сделанные мною шаги? Каковы мои цели и задачи? Хозяин ли я или раб своих желаний?» (обнаружить возможность альтернативных выборов), «Почему я столкнулся с трудностями?» (увидеть внутренние источники действий и поступков) и т. п.

 

Обратной стороной данного преимущества является невозможность выходить за пределы индивидуального психологического пространства клиента, работать с теми, кто его окружает, использовать близких ему людей для оказания помощи в решении той проблемы, с которой он обратился к психологу. Также следствием своеобразия данного вида работы, преобладания в нем «интимности», «замкнутости во внутреннем пространстве», является то, что возможности выбора психологического инструментария ограничены. В частности, далеко не всегда здесь можно использовать других людей, группу, как способ психологической помощи клиенту.

 

Специфика данного вида работы определяет выбор эффективного направления работы и характер требований к консультанту, который выбирает такую специализацию (индивидуальное психологическое консультирование).

 

То же касается и критериев эффективности методов работы, используемых в индивидуальном психологическом консультировании. Ранее мы отмечали, что одним из основных методов работы консультанта является интервью.

 

Групповое психологическое консультирование. Групповое консультирование можно определить как вид работы, в котором помощь клиенту оказывается через механизм группового взаимодействия, что, в конечном итоге, позволяет человеку прийти к самопониманию и индивидуальным изменениям поведения.

 

Среди различного типа групп, которые используются в психологической практике, психотерапии, психиатрии, выделим только те, которые ориентированы, прежде всего, на личностное и психологическое развитие:

 

• развивающие группы;

 

• консультационные группы;

 

• терапевтические группы;

 

• энкаунтер-группы, группы сензитивности, или группы личностного роста;

 

• Т-группы.

 

Развивающие группы – это группы, в фокусе работы которых предметом дискуссии являются эмоциональные или психологические вопросы. Такие группы наиболее часто используются в практической психологии образования. В отличие от других типов групп данный тип наиболее структурирован, здесь содержание работы, темы обсуждения задаются специалистом, «ведущим» группы. Очень важная особенность этих групп заключается в их профилактической направленности.

 

Основная особенность консультационных групп заключается в их сосредоточенности на личности, а не на теме.

 

Здесь всегда ограничено число участников (от пяти до десяти), а сам процесс не определяется только ведущим.

 

Роль специалиста состоит, в первую очередь, в том, чтобы создать обстановку, в которой участникам легко и безопасно можно делиться личностными проблемами.

 

Энкаунтер-группы, группы сензитивности, группы личностного роста – это группы для тех, кто готов исследовать и реализовывать свой психологический потенциал. Их цель – обеспечить возможность всем психологически здоровым людям исследовать и реализовывать свои психологические ресурсы. Прежде всего это касается скрытых возможностей их самоосознания и общения.

 

Здесь основная задача специалиста – создать условия доверия, открытости и готовности к межличностному риску, которые обеспечивают участников интенсивным личностным, интимным опытом. Можно сказать, что это своеобразная «микролаборатория», в которой с помощью соответствующих условий и специалиста обеспечивается получение интенсивного личного опыта. Например, группы личностного роста часто проводятся в уик-энд в форме «марафона». Интенсивная форма «проживания», длительность процесса, возникающая усталость и т. п. – все это позволяет избавиться человеку от тех или иных ролей, «сменить фасад», научиться быть «открытым» в общении.

 

Т-группы направлены на то, чтобы подчеркнуть роль отдельного участника, и фокусируются на отношении каждого члена группы к тому, что происходит в группе в каждый момент времени. В отличие от консультационных и энкаунтер-групп, они больше ориентированы на решение конкретных задач и сосредоточены на том, как группа функционирует, на обучении участников лучше реализовывать себя в групповом процессе.

 

Как и в случае индивидуального консультирования, у группового консультирования есть как преимущества, так и то, что не позволяет использовать его как эффективное средство работы специалиста.

 

К преимуществам группового консультирования, как правило, относят:

 

• практичность, которая проявляется в том, что консультант с его помощью получает возможность обслужить большее количество клиентов за единицу времени;

 

• возможность непосредственно увидеть и узнать, что другие люди тоже имеют аналогичные проблемы;

 

• возможность использовать социальное влияние (обратную связь) как средство решения проблем, имеющих межличностную природу;

 

• возможность для клиента осваивать новые способы поведения и получать поддержку от таких же, как он, людей;

 

• возможность приобрести навыки эффективного поведения и межличностных отношений, моделируемых и руководителем, и другими членами группы;

 

• возможность клиента не только получить помощь от консультанта и других членов группы, но также и самому помочь другим, что существенно влияет на его «Я» – концепцию.

 

Ограничения данного вида работы заключаются в следующем:

 

• не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной;

 

• групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику;

 

• при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»);

 

• далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»;

 

 

• трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная;

 

• давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;

 

• в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать «самоценностью»;

 

• группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения;

 

• в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.

 

Специалисты используют ряд критериев, которые позволяют определить возможности эффективного использования группового консультирования в работе с клиентами.

 

Групповое консультирование очень эффективно, когда у клиента проблемы с «Я-концепцией» (недостаток уверенности в себе, потеря чувства собственного достоинства и т. п.).

 

Оно неэффективно в следующих случаях:

 

• когда клиент находится в состоянии кризиса;

 

• когда для защиты клиента необходима особая конфиденциальность;

 

• при сообщении результатов тестирования, связанных с «Я» – концепцией;

 

• когда клиент испытывает слишком сильный страх перед разговором;

 

• когда клиент чрезвычайно непродуктивен в области навыков межличностных отношений;

 

• когда клиент очень ограничен в осознании своих собственных чувств, мотивов и поведения;

 

• когда есть отклонения в сексуальном поведении;

 

• когда потребность клиента во внимании слишком велика, чтобы быть управляемой в условиях группы.

 

2.

Подход раскрывает педагогические явления и процессы с разных точек зрения, под разным углом их видения. В зависимости от ведущей идеи, от понимания роли учащегося и учителя в педагогическом процессе, от целей и задач образования выделяют традиционный, развивающий и личностно-ориентированный подходы. Традиционный подход: характеристика, достоинства и недостатки. Развивающий подход: основополагающие положения, плюсы и минусы. Личностно-ориентированный подход: ведущие идеи. Базовое образование как основа для самосовершенствования и включения в самостоятельную деятельность, деятельностный, диалогический и индивидуально-творческий подход, включение учащегося в значимую для него деятельность, реализация субъет-субъектных отношений и тд.

 Какой из подходов в большей степени реализуется (востребован) в практике современной школы? Аргументируйте.

 

Традиционный подход имеет самую длинную историю и базируется на дидактике (науке об обучении и образовании, их целях, задачах, содержании, методах, средствах и организационных формах) Я.А. Каменского. В основе этого подхода лежит репродуктивная технология, суть которой состоит в следующем:

·        Субъект-объектные отношения (с – учитель, о – ученик), пассивность ученика, активность учителя.

·        Учитель спрашивает, ученик отвечает, жесткий контроль и ориентация на среднего ученика (все задания для всех)

·        В основе подхода лежит передача большого количества знаний и их усвоение.

·        Ведущим видом деятельности является слушание и запоминание , а критерием эффективности – точное воспроизведение

·        Преобладают внешние стимулы, а не внутренние (плохая оценка «2»)

Достоинства:

v Систематизация большого объема знаний

v Экономичность

v Четкая организация учебного процесса

v Осуществляется эмоциональное воздействие учителя на ученика

v Облегчает понимание сложного материала

Недостатки:

·        Развитие личности не является главной целью

·        Недостаточные возможности для индивидуализации

·        При таком подходе ученик выполняет пассивную роль и

·        Слабая обратная связь

Развивающий подход. Ориентация на образовательный процесс, на потенциальные возможности ребенка. Такой подход нашел отражение в трудах Песталоци, Выготского, Давыдова. Сторонники этого подхода считали, что обучение является ведущей и движущей силой психического развития ребенка, поэтому развивающее обучение – это цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении новыми знаниями и навыками, новых схем решения, новых способов действия. Главная задача учителя – организация такой деятельности, которая была бы направлена на:

v Развитие познавательной активности (самостоятельности)

v Развитие творческого начала

v Формирование активной жизненной позиции

Такой подход способствует вовлечению ребенка в различные виды деятельности и такое обучение предполагает внутреннее изменение в личности ребенка (мотивов и т.д.). показателем личностного роста является проявление субъективности (принятие решений ребенком). Такой подход весьма эффективен, но более затратен и требует особой подготовки педагога (обязательно владение педагогическим мастерством)

Личностно0ориентированный подход. Ориентация на личность ребенка. Педагогический процесс строится с учетом возраста, индивидуальных особенностей, половых разлдичий. Учитывается интерес ребенка и своевременно оказывается педагогическая поддержка. Основа этого подхода была заложена в трудах Рубинштейна, Леонтьева и Выготского.

В центре пед. Процесса – ученик, его мотивы и цели. Весь процесс строится с целью развития личности. Ведущей идеей становится создание условий для проявления и развития всех личностных функций. Главное условие проявления личностных способностей – это использование субъективного опыта ученика и создание успеха (субъект-субъектные отношения). Равноправные отношения. (указать достоинства, недостатки: требуются высококвалифицированные педагоги)

Создать бесплатный сайт с uCoz