ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27
1. Психологический тренинг; его цели, виды, ограничения. Принципы построения тренингового пространства. Требования к личности тренера. Психогимнастика в тренинге.
2. Какая из современных концепций воспитания представляет для вас интерес? Обоснуйте ответ на основе профессионально-личностной рефлексии.
1.
Тренинг – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе. Тренинг ориентирован на активные методы групповой работы. В тренинге вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия. Основатель К. Левин в 30-е годы.
Задачи тренинга:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие коммуникативных установок, выработка собственной стратегии общения.
4) адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, и др.
В группе тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи.
Общение включает: коммуникацию – обмен информацией; перцепцию – восприятие партнера по общению; интеракцию – взаимодействие во время общения.
Принципы построения тренингового пространства.
1) Принцип активности участников: люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
2) Принцип исследовательской творческой позиции: в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
3)Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением.
4) Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Требования к личности тренера. Профессиональная идентичность психолога включает: 1) Профессиональную, методическую компетентность; 2) Личностные особенности, внутренне призвание.
Методическая компетентность – владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, организационного поведения и т.п.
Социальная компетентность – соц. зрелость личности психолога-практика, наличие навыков эффективного взаимодействия с др. людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, воздействия на партнеров и и.д.
Личностные качества психолога:
1) Мотивационно-ценностные особенности: гуманистическая направленность, выраженный интерес к людям, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие, отсутствие выраженного мотива власти;
2) Характерологические качества: устойчивая позитивная самооценка, развитые коммуникативные качества, повышенный уровень личной ответственности, устойчивость в отношении психического давления, высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля, отсутствие предвзятости, доброжелательность, уверенность в себе и в результатах своей деятельности;
3) Способности: высокий уровень интеллектуального развития, развитое произвольное внимание, высокий уровень вербального развития, наличие жизненного опыта;
Противопоказания: заниженная самооценка, недостаточно высокий интеллектуальный и культурный уровень, агрессивность.
Психогимнастика в тренинге.
Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе1, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например, память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психогимнастические упражнения: двигательные, предполагающие рисование и т. д.
При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения.
1. Выбор упражнения
Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, тренер ориентируется на следующее:
1. Что преимущественно должно произойти в результате его проведения:
— изменится состояние группы как целого;
— изменится состояние каждого из участников группы в отдельности;
— в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников;
— будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.
2. На каком этапе развития находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.
3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т. д.), а также физические данные.
4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.
Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы ситуаций.
5. Содержание дальнейшей работы.
2. Инструкция
Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение самого упражнения.
2.
Понятие «концепция воспитания», «воспитательная система». Воспитание человека культуры и развитие духовности в культурологической концепции воспитания. Специфика воспитания творческой личности. Общая стратегия поиска условий воспитания творческой личности.
Педагогическая поддержка личности О.С. Газмана. Педагогическая поддержка в преодолении объективных и субъективных трудностей становления личности. Этапы педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный. Условия и средства оказания педагогической поддержки. Воспитательная система И.П. Иванова. Организация КТД.
Теория Бондаревской В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века. Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала.Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. В этом образе исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности. Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель и принципы воспитания. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Человек культуры — это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умению принимать решения и нести за них ответственность и др.
Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения, включения детей с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Задача образования и воспитания — создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом. Человек культуры — гуманная личность(личность не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни себе) Человек культуры— это духовная личность(развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала.) Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная(жизнеспособность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству) принципы: — природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых.