ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29
1. Гуманистическая концепция в практике психологического консультирования. Конгруэнтность, эмпатия, безусловное принятие психологом клиента как условия личностного роста.
2. Разработайте проект классного часа на тему (по выбору). Проанализируйте его с точки зрения личностно-деятельного подхода.
1.
Гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. К гуманистической психологии относят: 1) самоактуализация по Маслоу; 2) клиент-центрированная психотерапия или личностно-центрированная терапия К. Роджерсу; 3) экзистенциальная терапия.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни и не имеющих клинических нарушений. Консультирование чаще ориентируется: на настоящее и будущее клиентов, на краткосрочную помощь (до 15 встреч), на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды, на изменение поведения и развитие личности клиента.
Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Современные представления о целях консультирования в гуманистическом направлении:
1. Ориентированная на клиента терапия Роджерса - создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.
2. Экзистенциальная терапия - помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью.
Теорию самоактуализации ,часто используют в сфере бизнеса и производственной деятельности, то есть в тех областях, где большинство участников убеждены: потребность в самоактуализации - хороший мотив для того, чтобы научиться получать удовлетворение от работы. Теорию Маслоу применяют также в сферах образования, медицины и психотерапии.
Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности.
К. Роджерс в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривал тенденцию к самоактуализации или потребности человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.
В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная психотерапия" был заменен более подходящим - понятием "личностно-центрированная терапия".
Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.
Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом. Конгруэнтность - подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие, согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой. Это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.
Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь.
Безусловное принятие психологом клиента - включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.
Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, в его субъективный мир, ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки".
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером. Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента.
2.
Сущностной характеристикой личностно-деятельностного подхода является особое понимание и отношение к ученику как к субъекту деятельности. Такой подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре внимания находится сам ребенок, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад и тд. Переход от воздействия к взаимодействию. С этих позиций проведите анализ разработанного Вами классного часа.
Час общения «Какой Я?»
Цель: - открыть учащимся путь к их собственному «Я»;
- способствовать воспитанию нравственных качеств через познание себя.
Дети стоят, взявшись за руки. «Приветствие друг друга». Дети садятся на свои места.
Сегодня на часе общения мы затронем сложную, но очень важную тему. Послушайте вначале стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классе общения?
-Сегодня тема часа общения необычная: «Какой Я?».
Все люди разные: большие и маленькие, молодые и старые. Они работают, учатся, играют, отдыхают… И порой не могут ответить: а какой я человек? Говорят, человек есть тайна, и не только для окружающих, но и для себя. Мы сегодня попробуем приоткрыть эту тайну.
- Представьте себе, что в класс должен придти новый ученик. Каким бы вы его хотели видеть?
(На доске: вежливый, капризный, грубый, добрый, завистливый, справедливый,
правдивый, лживый, трусливый, храбрый, жадный, ленивый, трудолюбивый, скромный, честный, хитрый, отзывчивый. )
- Выберите из предложенных те черты характера, которые вы бы хотели увидеть в новом однокласснике. Почему вы бы хотели, чтобы ученик был таким?
- Идеальных людей не бывает. В каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. Постарайтесь сейчас быть честными перед собой. Возьмите фигурку человека, представьте, что это вы. Если у вас есть черты характера, которые мы выбрали, ставьте на фигурке красную точку, если нет – чёрную.
- Приклейте своих человечков на альбомный лист. Догадываюсь, что всем хотелось иметь у себя только положительные качества. В этой связи вспомним слова, сказанные М.Горбким: «Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые.»
Вот и ваши Человечки получились пёстрые, это значит, что вы сумели увидеть в себе не только хорошее, но и свои недостатки.
- А как же сделать так, чтобы ваши человечки имели больше красных точек, ведь красный от слова красивый?
- Ребята, а как вы думаете, просто это сделать?
- Действительно сложно, потому что придётся заниматься самовоспитанием.
Как вы думаете, что значит заниматься самовоспитанием?
- Давайте заполним лист для дневника успеха. Этот лист также будут заполнять ваши родители и я.
Оцените себя по данным качествам характера: поставьте себе 5, если - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Теперь вы сами убедились, что не все положительные качества развиты у вас достаточно хорошо.
- Давайте выясним, какие черты характера вы бы хотели в себе воспитать? Выберите эти качества и приклейте на лист.
(Ребята работают)
- Я вижу, многие из вас захотели воспитать в себе достаточно много положительных качеств. Сразу это не получится. Вы поставили перед собой цель стать лучше. Я предлагаю вам выбрать девиз на этот год. Давайте познакомимся с высказываниями:
- Хочешь улучшить жизнь, улучшай себя. (арабская пословица)
- Истинно могуч тот, кто побеждает себя. (восточная мудрость)
- Самая большая победа – это победа над собой! (М,Горький)
- Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. (Демокрит)
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Выберите то высказывание, которое вам понравилось больше и приклейте на ваш лист.
- Эти листы вы уберём в Дневники успеха. В конце учебного года мы к ним вернёмся, посмотрим, достигли вы своих целей или нет. Впереди нас ждёт много классных часов и мероприятий, которые будут помогать в достижении цели. Я уверена, что каждый из вас будет стремиться стать лучше. Я тоже буду вам помогать в этом.
- В заключение классного часа мне бы хотелось узнать как вы оцениваете свою работу на часе общения. Возьмите шкалу оценки, поставьте точку на данной шкале. Спасибо.
- Я желаю вам удачи. Спасибо за работу!
Качества личности и их показатели | Я оцениваю себя | Оценка родителей | Оценка учителя | Итоговая оценка | |
Любознатель- ность | Мне интересно учиться |
|
|
|
|
Люблю читать, слушать |
|
|
|
| |
Нравится выполнять задания, рисовать |
|
|
|
| |
Нравится получать хорошие отметки |
|
|
|
| |
Отношение к школе | Выполняю правила для учащихся |
|
|
|
|
Добр в отношении с людьми |
|
|
|
| |
Участвую в делах класса и школы |
|
|
|
| |
Прилежание, трудолюбие | Я стараюсь в учебе |
|
|
|
|
Помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью |
|
|
|
| |
Самостоятелен |
|
|
|
| |
Помогаю в семье выполнять домашнюю работу |
|
|
|
| |
Люблю дежурить в классе |
|
|
|
| |
Помогаю учителю |
|
|
|
| |
Бережное отношение к природе | Я берегу землю |
|
|
|
|
Я берегу растения |
|
|
|
| |
Я берегу животных |
|
|
|
| |
Красивое в жизни | Аккуратен в делах |
|
|
|
|
Опрятен в одежде |
|
|
|
| |
Люблю и ценю красивое вокруг себя |
|
|
|
| |
Вежлив в отношении с людьми |
|
|
|
| |
Отношение к себе | Умею управлять своим поведением |
|
|
|
|
Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой |
|
|
|
| |
Забочусь о своем здоровье |
|
|
|
| |
Умею распределять время отдыха и учебных занятий |
|
|
|
| |
Нет вредных привычек |
|
|
|
|
Примечание: оцените себя :. 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.