ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30
1. Личностные профессионально значимые качества практического психолога. Пути их формирования. Структура профессиональной компетентности психолога.
2. Приведите примеры различных определений основных категорий педагогики. Проанализируйте их содержание и объясните различие этих трактовок.
1.
Профессиональная идентичность психолога включает: 1) Профессиональную, методическую компетентность; 2) Личностные особенности, внутренне призвание.
Методическая компетентность – владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, организационного поведения и т.п.
Социальная компетентность – соц. зрелость личности психолога-практика, наличие навыков эффективного взаимодействия с др. людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, воздействия на партнеров и и.д.
Личностные качества психолога:
1) Мотивационно-ценностные особенности: гуманистическая направленность, выраженный интерес к людям, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие, отсутствие выраженного мотива власти;
2) Характерологические качества: устойчивая позитивная самооценка, развитые коммуникативные качества, повышенный уровень личной ответственности, устойчивость в отношении психического давления, высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля, отсутствие предвзятости, доброжелательность, уверенность в себе и в результатах своей деятельности;
3) Способности: высокий уровень интеллектуального развития, развитое произвольное внимание, высокий уровень вербального развития, наличие жизненного опыта;
Противопоказания: заниженная самооценка, недостаточно высокий интеллектуальный и культурный уровень, агрессивность.
2.
Категориальный аппарат педагогики. Общие категории педагогики: образование, обучение, воспитание. Их взаимообусловленность и специфика. Проблемы сущности общих категорий: понятие ценностей; формирование и осмысление как ценностные основы реализации каждой категории. Какие из определений основных категорий педагогики, на Ваш взгляд, предпочтительнее и почему?
Образование – это единый целостный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Как правило, образование рассматривают в двух значениях:
- Процесс развития личности, становления личности в педагогически организованных условиях
- Система социальных институтов, осуществляющих образование как педагогический процесс.
Категорию обучения большинство исследователей понимает как процесс взаимодействия педагогов и учащихся в результате которого осуществляется передача накопленного опыта (зун). Учитель выполняет несколько функций: преподает, руководит и управляет познавательной деятельностью учеников, создает условия для развития личности учащихся.
Воспитание – одна из ведущих категорий педагогики.
В широком смысле: это общественное явление, воздействие общества на личность, т.е. воспитание = социализация.
В узком смысле: специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях пед. процесса.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей.