ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30

1. Личностные профессионально значимые качества практического психолога. Пути их формирования. Структура профессиональной компетентности психолога.

2. Приведите примеры различных определений основных категорий педагогики. Проанализируйте их содержание  и объясните различие этих трактовок.         

1.

Профессиональная идентичность психолога включает: 1) Профессиональную, методическую компетентность; 2) Личностные особенности, внутренне призвание.

Методическая компетентность – владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, организационного поведения и т.п.

Социальная компетентность – соц. зрелость  личности психолога-практика, наличие навыков эффективного взаимодействия с др. людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, воздействия на партнеров и и.д.

 

Личностные качества психолога:

1) Мотивационно-ценностные  особенности: гуманистическая направленность, выраженный интерес к людям, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие, отсутствие выраженного мотива власти;

2) Характерологические качества: устойчивая позитивная самооценка, развитые коммуникативные качества, повышенный уровень личной ответственности, устойчивость в отношении психического давления, высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля, отсутствие предвзятости, доброжелательность, уверенность в себе и в результатах своей деятельности;

3) Способности: высокий уровень интеллектуального развития, развитое произвольное внимание, высокий уровень вербального развития, наличие жизненного опыта;

Противопоказания: заниженная самооценка, недостаточно высокий интеллектуальный и культурный уровень, агрессивность.

2.

Категориальный аппарат педагогики. Общие категории педагогики: образование, обучение, воспитание. Их взаимообусловленность и специфика. Проблемы сущности общих категорий: понятие ценностей; формирование и осмысление как ценностные основы реализации каждой категории. Какие из определений основных категорий педагогики, на Ваш взгляд, предпочтительнее и почему?

 

Образование – это единый целостный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Как правило, образование рассматривают в двух значениях:

  • Процесс развития личности, становления личности в педагогически организованных условиях
  • Система социальных институтов, осуществляющих образование как педагогический процесс.

 

Категорию обучения большинство исследователей понимает как процесс взаимодействия педагогов и учащихся в результате которого осуществляется передача накопленного опыта (зун). Учитель выполняет несколько функций: преподает, руководит и управляет познавательной деятельностью учеников, создает условия для развития личности учащихся.

 

Воспитание – одна из ведущих категорий педагогики.

В широком смысле: это общественное явление, воздействие общества на личность, т.е. воспитание = социализация.

В узком смысле: специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях пед. процесса.

Воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Создать бесплатный сайт с uCoz