ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 31
1.Общая характеристика девиантного поведения, факторы его формирования. Методы диагностики. Психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков.
2. Разработайте схему анализа воспитательного мероприятия и критерии оценки его эффективности.
1.
Девиантное или отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки человека не соответствующие правовым, моральным, нравственным и эстетическим нормам, принятым в том или ином обществе.
Типы девиантного поведения:
1) Преступное (криминальное) или делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.
2) Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.
3) Патохарактерологический тип поведения - обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера.
4) Психопатологический тип поведения - основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.
5) Девиации, обусловленные гиперспособностями человека - обусловлены гиперспособностями человека, выходящими за рамки обычного, нормального, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности, проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.
Клинические формы девиантного поведения: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и пр.); сверхценные психопатологические увлечения («философская интоксикация», разновидности маний - клептомания и др.); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение.
Факторы девиантности:
· Биологические причины: органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.
• Личностные особенности: специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов; «пограничные состояния» - психогенные расстройстваа (неврозы, реактивные депрессии, посттравматические стрессовые расстройства, депривационные нарушения), психосоматические заболевания, личностные расстройства (психопатия), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков.Девиантное поведение может сочетаться и быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.
• Семейные причины девиантного поведения подростков: нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.
• Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.
Методы диагностики.
1) Диагностика “первичного социума” отношений родители – дети показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).
2) Изучение познавательной потребности: направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методик “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.
3) Особенности характера и психо-эмоционального состояния: самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела, акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера, патохарактерологического опросника А.Е. Личко, методика диагностики агрессии Баса-Дарки.
Психолого-педагогические задачи и методы коррекции девиантного поведения.
• Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений;
• Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.);
• Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);
• Организация «альтернативной деятельности» - организация досуга школьников, вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» - видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);
• Укрепление здоровья (внедрение в образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий);
• Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.;
• Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая работа с родителями (например, ведение «Тренингов родительской эффективности» - обучение навыкам общения с детьми и подростками и конструктивным способам поведения в проблемных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование (помощь в разрешении личностных и семейных проблем родителей или лиц, их заменяющих);
• Коррекционно-развивающие программы для школьников «группы риска» школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития);
• Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть
2.
Понятия «воспитательное мероприятие», «анализ воспитательного мероприятия». Для чего необходим анализ воспитательного мероприятия? Какова его цель? Какие основные моменты, блоки, вопросы анализируются? Каковы критерии эффективности воспитательного мероприятия?
Педагогический анализ необходим в работе педагога психолога т.к. такой вид деятельности позволяет: а) определить достоинства и недостатки в проведенной работе. б) вовремя скорректировать свою деятельность (работу) в) наметить перспективы.
Поэтому важным является рефлексивные умения педагога (посмотреть на себя со стороны, ощутить себя) Анализ внеклассного мероприятия можно остановиться на следующих пунктах.
Схема анализа воспитательного мероприятия.
1.Блок Учитывается тема мероприятия, форма мероприятия, класс (возраст), цель (Воспитательная их может быть несколько).
2.Блок Воспитательный потенциал мероприятия (для чего мероприятие, как добиваться реализации данной цели при этом воспитательная цель должна быть достижимой, реальной).
3.Блок Активность учащихся а) проявилась ли активность учащихся и в чем б) Был ли интерес к теме, как вы определили в чем выражается, использовался ли личный опыт учащихся.
4.Блок Какие компетенции (умения) учителя проявились в данном мероприятии (речевые умения, стиль общения, какую лексику использовал педагог, какие средства использовал и стимулы (внутренние (интерес) внешние (2-5) для включения в деятельность) личные качества педагога.
5.Блок Особенности воспитательного материала (подобран ли материал в соответствии с возрастом индивидуальными особенностями класса) интересно ли он представлен. Способствует ли материал формированию каких-либо качеств у ребенка.
6.Блок Организация воспитательной деятельности. Какие формы, методы и средства воспитателя мы использовали (душевный рассказ) учитывался ли опыт самих детей.
7.Блок Результативность мероприятия. Что затронуло ваше мероприятие в личности ученика, какие качества проявились у ученика на этом мероприятии. Добились ли вы поставленной цели.