1. 1.      Общая характеристика нарушений мышления. Методы диагностики нарушений мышления. Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по развитию мышления ребенка.

Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Мышление состоит из двух боков мотивационного (Чего хочет человек?) и операционного (Как этого добиться?).

Виды нарушений: Ускорение процесса мышления – увеличение количества ассоциаций, облегчение их возникновения, скачек идей, вихрь мыслей и представлений.

Замедление процесса мышления – замедление процесса возникновения ассоциаций.

Ментизм – непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний. Обстоятельность мышления – замедление процесса образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих, утрата способности разделения главного и второстепенного, излишняя детализация. Тугоподвижность мышления – вязкость мышления, выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, замедленность хода мыслей, снижение переключаемости. Бессвязность мышления – потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу, синтезу (хаотические, бессмысленные связи). Сужение объема мышления – крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мышления. Персеверация мышления – длительное преобладание какой-то одной мысли на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса. Резонерское мышление – отсутствие смысловой связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ней грамматических правил. Закупорка мышления – неожиданная остановка, внезапная блокада мысли, её перерыв. Паралогическое мышление – соединение несопоставимых явлений, положений, обстоятельств, объединение противоречивых идей, образов.

            К патологическим нарушениям относится олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности. Наследственность, органическое поражение ЦНС во внутриутробном периоде: дебильность, имбицильность, идиотия.

Методы диагностики нарушений мышления.

Мышление — тесты на классификацию, исключения, аналогии, обобщение; выделение существенных признаков; ассоциативный эксперимент; пиктограмма.

Тест Стенфорда-Бине – оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера – оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по развитию мышления ребенка. Для развития мышления у дошкольников и младших школьников необходимы упражнения на развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.

Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен наглядно-образный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Логические задачи - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

Функционирование абстрактно-логического мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Должны быть включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz